Урок математики в 4-м классе "Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд"

Разделы: Начальная школа


Урок по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд.

Цели:

  • закрепить вычислительные навыки по теме;
  • обучить новому способу сложения и вычитания многозначных чисел;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами повторим известные нам приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Для разминки я предлагаю вам выполнить устный счет по рядам. Вам предстоит восстановить цепочки вычислений. Внимательно посмотрите, что дано.

(Дан конечный результат, надо правильно найти изначальное число.)

? *7-12*5:50*9+300-227:4=25

?*10+140:2+80:90*8+28:100=1

?+14*20-150:25*80-300:100*4=20

3. Повторение.

-На предыдущих уроках мы с вами научились находить сумму и разность многозначных чисел. Для удобства составили алгоритм.

  • Записываем числа поразрядно;
  • Показываем переполнение или разбивание разрядов;
  • Указываем количество цифр в результате;
  • Вычисление начинаем с наименьшего разряда;
  • Используем таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
  • Читаем результат.

- Решить, с объяснением, у доски.

-Молодцы! А вот ребята в другом классе умеют такие примеры решать иначе. Посмотрите КАК.

(Сначала показываю переполнение разрядов, а затем начинаю вычисления с любого разряда)

4. Решение примеров новым способом.

- Я предлагаю вам найти сумму двух чисел, начиная вычисления с выделенного разряда. Обращаю ваше внимание на алгоритм!

Работа в группах

ОТВЕТ: 129.183 ПОЧЕМУ?

ВЫВОД: Показывая переполнение, мы видим, какой разряд изменился на единицу, и решаем выражение удобным способом.

Это мы говорим о нахождении суммы, а как вы думаете, можно ли таким же способом найти разность?

Давайте попробуем:

ОТВЕТ: 321.892

ВЫВОД: Показывая разбивание, мы видим, какой разряд изменился на единицу, и решаем выражение удобным способом.

5. Закрепление

- Я предлагаю вам найти значение выражений по вариантам:

1 вариант

 

2 вариант

 
+ 3.509

45.845

А - 70.100

29.306

И
-67.030

15.097

М + 80.010

2.694

Л
- 50.102

6.945

Х -17.437

10.297

И

Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение вашего соседа. Теперь расположите ответы в порядке возрастания и соотнесите число с буквами, тогда вы узнаете, кто у нас сегодня именинник (Михаил) ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Теперь я предлагаю вам решить выражения, в которых отсутствуют единицы некоторых разрядов (на листочках).

1 вариант 2 вариант

Рядом придумайте свой аналогичный пример, а на следующем уроке ваш пример будут решать одноклассники (листочки сдать).

6. Обобщение.

На следующем уроке мы немножко изменим наш алгоритм. Давайте его еще раз повторим по ступенькам.

Пусть каждый для себя решит, до какой ступеньки он может дойти самостоятельно, какими пунктами алгоритма он овладел хорошо, а где еще допускает ошибку (ставлю фишку на ступеньку, где еще испытываю затруднение).

Домашнее задание: Составить два примера с многозначными числами на нахождение суммы и разности.