“Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство”
Франсуа Вольтер
Актуальность программы:
О том, что “ В здоровом теле – здоровый дух” – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, окружающих людей и природной среды. Здоровье – залог достижения жизненного успеха, реализации своего потенциала. Готовность творить собственное здоровье должна пронизывать всю жизнь ребенка и в школе, и дома.
Одна из задач школы-интерната спортивного профиля - развитие творческого потенциала школьника. Каждый выпускник спортивной школы должен представлять собой функционально грамотную, универсально образованную, способную управлять своим здоровьем, готовую к высоким результатам в спорте и самостоятельной жизни личность. Однако сниженное состояние здоровья, переутомление замедляют процесс развития детей и подростков.
Становится очевидной необходимость формирования здоровья школьников в рамках образовательного учреждения на основе активного взаимодействия педагогических и медицинских работников, родителей и самих учащихся. Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей и достижение в спорте. Для решения данной проблемы мною составлена программа “ В здоровом теле – здоровый дух” на основе учета психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Содержание программы:
Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества. Я убеждена в том, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, ребенок получает научные знания, которые помогают ему лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать. Программа “В здоровом теле - здоровый дух” объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, безопасной жизнедеятельности детей, их досуга и нацелена на формирование соответствующих навыков. В программе используются разнообразные методы и формы работы. Материал соответствует возрастным особенностям детей, проводятся практические занятия (тренинги, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.). Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников и она дает возможность каждому обучающемуся реально проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Цель работы
- это сохранение и укрепление здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического духовного совершенства.Гипотеза: Воспитание всесторонне развитой личности – человека здорового физически и нравственно, с высоким уровнем креативности и иммунитета, способного хорошо справляться с нагрузками, контролировать собственные эмоции, уверенно противостоять вредным привычкам. Основные принципы программы:
Механизм осуществления программы:
Основание для разработки программы:
Медицинское обеспечение программы:
С первого класса на каждого учащегося МО ШИСП заводится личная медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается, взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.
Медицинское обеспечение включает:
Школьная
психологическая служба включает:
Состав социально-психологической службы в МО ШИСП:
- социальный педагог,
- - заместитель директора по воспитательной работе,
- - психолог,
- - классный руководитель. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
- Помощь родителей в реализации программы:
Родители могут оказать посильную помощь в организации здоровьесберегающей деятельности класса:
-научить соблюдению режима дня;
-подавать личный пример, быть оптимистом;
-прививать любовь к спорту, подвижным играм на свежем воздухе;
-проводить больше времени с детьми;
-быть в курсе проблем и дел детей;
-обеспечить закаливание, их отдых и питание;
-научить наперед видеть опасность.
Что должны делать родители по недопущению появления вредных привычек у детей:
-провести беседы о ЗОЖ и убеждать личным примером;
-помочь найти ребенку увлечение, хобби;
-проводить доверительные беседы с ребенком;
-не вступать с ребенком в отношения типа “За это я куплю тебе телефон”;
-всегда знать, где и с кем находиться ребенок;
-не критиковать друзей ребенка. Научить его понимать людей.
Сроки реализации программы 2006-2009гг:
1 этап. Информационно-аналитический 2006-2007
Анализ работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся начальной школы, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.
II этап. Практический 2007-2008
Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
III этап педагогического последействия
Систематизация полученных результатов.
Прогнозируемый результат:
Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.
Основные направления здоровьесберегающей деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная:
- занятие спортивной гимнастикой,
- конкурсы,
- веселые старты,
- малые Олимпийские игры,
- праздники,
- дни здоровья,
- развлечения,
- конкурсы веселых перемен,
- сбалансированное питание,
- витаминизация,
- ароматерапия,
- проветривание,
- динамические паузы,
- физминутки,
- занятия ЛФК,
- диагностика и лечение в Городском физкультурно-оздоровительном диспансере.
2. Туристское — краеведческая:
- походы,
- прогулки,
- экскурсии,
- фотовыставка,
- посещение краеведческого музея,
- поисковая деятельность (моя улица, мой город, мой край.)
- праздники здоровья,
- классные часы,
- КВНы,
- устные журналы,
- беседы,
- фотовыставка “Спорт в моей жизни”,
- выпуск стенгазет,
- конкурсы рисунков,
- анкетирование,
- цикл бесед о вредных привычках,
- практические уроки медицины,
- родительские лектории, беседы врача.
План реализации программы:
2006-2007г.
Должны знать и уметь:
- свой режим, значение режима дня для здоровья;
- - реализовывать практические гигиенические умения и навыки;
- – выбирать полезные продукты, выполнять правила гигиены питания;
- – оказывать простейшую доврачебную помощь себе и другим при небольших травмах;
- - соблюдать меры предупреждения простудных заболеваний;
- - добрые слова;
- - что такое положительные эмоции;
- - возрастные особенности развития своего организма.
2007-2008г
Должны знать и уметь:
- соблюдать режим дня;
- - применять закаливающие процедуры;
- - правила этикета и применять в жизни;
- - соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- - пользоваться различной литературой;
- - отличать полезные привычки от вредных;
- правильно вести себя в конкретной ситуации;
- правила для поддержания правильной осанки;
- оказывать первую помощь при порезах, ожогах;
- сдерживать отрицательные эмоции.
2008-2009 г.
Должны знать и уметь:
-Вести здоровый образ жизни.
-Знать состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
-Стремиться к физическому совершенству.
-Уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.
-Знать механизмы и способы поддержания здоровья.
-Относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности.
- Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками.
- Не иметь вредных привычек.
-Учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений.
-Знать, как вести себя в минуту опасности.
-Уметь общаться со взрослыми, сверстниками, малышами.
- Владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.
-Уметь преодолевать трудности.
-Уметь отвечать за свои поступки.
-Уметь постоять за себя.
-Уметь жить в гармонии с окружающим миром.
Литература
1 Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971.
2 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.
3 Белоножкина О.В и др. Спортивно – оздоровительные мероприятия в школе. Издательство “Учитель”,- 2007.
4 Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-прктической конференции. Самара, 2000.
5 Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.
6 Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4 классы) Москва “Вако” 2007
7 Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23. – С. 12 – 13.
8 А.Ю.Патрикеев. Подвижные игры.1-4 класса. М; вако, 2007.-176с.- (Мозаика детского отдыха).
9 Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.
10 Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
11 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
12 Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
13 Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. – С. 39-44.
14 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.
15 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. – 490 с.
16 Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Издательство “Учитель”,- 2009.