Цель урока:
1) развивать творческие способности учеников;
2) формировать умение самостоятельно мыслить;
3) совершенствовать навыки анализа текста;
4) совершенствовать пунктуационные навыки;
5) развивать умение схематически представлять предложение.
Слово учителя.
Тема нашего урока – “Комплексный анализ текста”. Каждый день вы встречаетесь с самыми разнообразными текстами: и когда читаете произведения художественной литературы, и когда решаете задачи по физике, и когда учите материал параграфа по истории, и когда берете в руки журнал о новинках музыки, и когда слушаете выпуск новостей… И очень важно видеть в каждом тексте что-то особенное, уметь находить основную мысль. Это и будет основной целью нашего урока.
- Так что же такое текст? Вспомните основные признаки текста
I. Восстановление деформированного текста.
(На партах учащихся
- 1 листок - “Деформированный текст”
- 2 листок – “Информация о тексте в схемах”.)
У вас на партах есть листок с деформированным текстом (это набор предложений, расположенных в хаотичном порядке, с пропущенными знаками препинания). Поэтому, чтобы анализировать текст, его нужно сначала восстановить.
1. Прочитайте выразительно предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку. (Работаем по цепочке.)
2. Возьмите 2 листок “Информация о тексте в схемах”.
“Прочитайте” схемы предложений. (Работа выполняется коллективно).
3. Расположите предложения в необходимом порядке в соответствии со схемами. (Работа выполняется самостоятельно.)
4. Взаимопроверка. Поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания с записью на доске.
(На доске записан правильный порядок расположения предложений, что и на контрольном листе учителя. За данный вид работы можно выставить оценки: за безошибочное выполнение задания – оценка “5”, за 1-2 ошибки – оценка “4”.)
II. Работа с текстом (восстановленный текст выводится на экран, но текст не разделен на абзацы).
Теперь перед нами текст – единица синтаксиса, произведение речи, состоящее из нескольких предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств.
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Какое чувство возникает при чтении текста? ( Определяем первичное восприятие текста.)
3. Определите количество смысловых частей, разделите текст на абзацы.
(Текст на экране меняется, появляются абзацы.)
4. К какому стилю относится текст? Докажите.
5. Какой основной тип речи данного текста?
(На экране – фотография Храма Покрова на Нерли.)
- Посмотрите, пожалуйста, как выглядит затерявшийся в лугах Храм Покрова на Нерли в мае после дождя.
- Сочетание каких цветов-красок мы можем заметить на этой фотографии?
- В каком отношении к окружающей природе находится Храм?
- Автор текста, Е. Осетров, смог показать нам красоту и величественность Храма при помощи слова.
7. Какие средства выразительности использованы в тексте? Приведите их примеры.
8. Какую мысль раскрывает автор при помощи эпитетов, метафор и т.д.?
9. Найдите во 2-м абзаце лексические синонимы.
10. Какой из этих синонимов (белый храм - строение) больше соответствует авторскому замыслу : показать красоту и величественность Храма Покрова на Нерли?
11. Какую же мысль удалось донести автору до читателей при помощи слова?
III. Подведение итогов, рефлексия.
Сегодня на уроке мы работали с текстом, основной единицей синтаксиса. Текст (textus) в переводе с латинского языка – “ткань”, “сплетение”, “соединение”. Действительно, вы увидели, что в тексте каждое слово, каждое предложение соединяется с другими в одно целое, помогает понять основную мысль.
- Какие задания сегодня были для вас самыми трудными?
- А самыми интересными?
IV. Выставление оценок за работу на уроке.
V. Задание на дом.
Повторение изученного по орфографии и синтаксису.
1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения текста.
2. Выпишите из текста примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи.
3. Выпишите из текста глаголы с орфограммами в суффиксах и окончаниях, объясните их написание.
Деформированный текст.
(А) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности.
(Б) Там в подводном царстве чуть заметно покачиваются вершины деревьев овевая словно опахалами белопенный храм.
(В) Если вам в жизни приходится нелегко если скорбь и печаль овладели вашим сердцем отправляйтесь в заливные клязьминские луга.
(Г) Всюду необыкновенная красота луговое среднерусское раздолье духмяные травы лазоревые цветы нескончаемые песни жаворонков...
(Д) Перед вами сказочное видение.
(Е) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма отражающегося много веков в водах.
(Ж) Вы конечно увидите как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж.
(З) И вы думаете на свете есть счастье...
(И) Но вот ваш взгляд падает на воды подступающие к холму.
(К) Храм плывёт в подводной глубине в ключевой прозрачности старицы.
(Л) Там на холме среди кущ деревьев стоит храм Покрова на Нерли.
(М) Всё дышит миром и спокойствием.
Правильное расположение предложений (записать):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Информация о тексте в схемах.
Контрольный листок учителя.
(А)(6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности.
(Б)(12) Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
(В)(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга.
(Г)(5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков...
(Д)(10) Перед вами сказочное видение.
(Е)(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах.
(Ж)(4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж.
(З)(8) И вы думаете: на свете есть счастье...
(И)(9) Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму.
(К)(11) Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы.
(Л)(2) Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(М)(7) Всё дышит миром и спокойствием.
Правильный порядок предложений:
- В
- Л
- Е
- Ж
- Г
- А
- М
- З
- И
- Д
- К
- Б
Текст без абзацев.
Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Всё дышит миром и спокойствием. И вы думаете: на свете есть счастье... Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. Перед вами сказочное видение. Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм…
(По Е. Осетрову)
Текст с абзацами.
Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Всё дышит миром и спокойствием. И вы думаете: на свете есть счастье...
Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. Перед вами сказочное видение. Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм…
(По Е. Осетрову)