Урок для 9-го класса "Комплексный анализ текста (с применением технологии деформированного текста)

Разделы: Русский язык


Цель урока:

1) развивать творческие способности учеников;

2) формировать умение самостоятельно мыслить;

3) совершенствовать навыки анализа текста;

4) совершенствовать пунктуационные навыки;

5) развивать умение схематически представлять предложение.

Слово учителя.

Тема нашего урока – “Комплексный анализ текста”. Каждый день вы встречаетесь с самыми разнообразными текстами: и когда читаете произведения художественной литературы, и когда решаете задачи по физике, и когда учите материал параграфа по истории, и когда берете в руки журнал о новинках музыки, и когда слушаете выпуск новостей… И очень важно видеть в каждом тексте что-то особенное, уметь находить основную мысль. Это и будет основной целью нашего урока.

- Так что же такое текст? Вспомните основные признаки текста

I. Восстановление деформированного текста.

(На партах учащихся

  • 1 листок - “Деформированный текст”
  • 2 листок – “Информация о тексте в схемах”.)

У вас на партах есть листок с деформированным текстом (это набор предложений, расположенных в хаотичном порядке, с пропущенными знаками препинания). Поэтому, чтобы анализировать текст, его нужно сначала восстановить.

1. Прочитайте выразительно предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку. (Работаем по цепочке.)

2. Возьмите 2 листок “Информация о тексте в схемах”.

“Прочитайте” схемы предложений. (Работа выполняется коллективно).

3. Расположите предложения в необходимом порядке в соответствии со схемами. (Работа выполняется самостоятельно.)

4. Взаимопроверка. Поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания с записью на доске.

(На доске записан правильный порядок расположения предложений, что и на контрольном листе учителя. За данный вид работы можно выставить оценки: за безошибочное выполнение задания – оценка “5”, за 1-2 ошибки – оценка “4”.)

II. Работа с текстом (восстановленный текст выводится на экран, но текст не разделен на абзацы).

Теперь перед нами текст – единица синтаксиса, произведение речи, состоящее из нескольких предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Какое чувство возникает при чтении текста? ( Определяем первичное восприятие текста.)

3. Определите количество смысловых частей, разделите текст на абзацы.

(Текст на экране меняется, появляются абзацы.)

4. К какому стилю относится текст? Докажите.

5. Какой основной тип речи данного текста?

(На экране – фотография Храма Покрова на Нерли.)

- Посмотрите, пожалуйста, как выглядит затерявшийся в лугах Храм Покрова на Нерли в мае после дождя.

- Сочетание каких цветов-красок мы можем заметить на этой фотографии?

- В каком отношении к окружающей природе находится Храм?

- Автор текста, Е. Осетров, смог показать нам красоту и величественность Храма при помощи слова.

7. Какие средства выразительности использованы в тексте? Приведите их примеры.

8. Какую мысль раскрывает автор при помощи эпитетов, метафор и т.д.?

9. Найдите во 2-м абзаце лексические синонимы.

10. Какой из этих синонимов (белый храм - строение) больше соответствует авторскому замыслу : показать красоту и величественность Храма Покрова на Нерли?

11. Какую же мысль удалось донести автору до читателей при помощи слова?

III. Подведение итогов, рефлексия.

Сегодня на уроке мы работали с текстом, основной единицей синтаксиса. Текст (textus) в переводе с латинского языка – “ткань”, “сплетение”, “соединение”. Действительно, вы увидели, что в тексте каждое слово, каждое предложение соединяется с другими в одно целое, помогает понять основную мысль.

- Какие задания сегодня были для вас самыми трудными?

- А самыми интересными?

IV. Выставление оценок за работу на уроке.

V. Задание на дом.

Повторение изученного по орфографии и синтаксису.

1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения текста.

2. Выпишите из текста примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи.

3. Выпишите из текста глаголы с орфограммами в суффиксах и окончаниях, объясните их написание.

Деформированный текст.

(А) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности.

(Б) Там в подводном царстве чуть заметно покачиваются вершины деревьев овевая словно опахалами белопенный храм.

(В) Если вам в жизни приходится нелегко если скорбь и печаль овладели вашим сердцем отправляйтесь в заливные клязьминские луга.

(Г) Всюду необыкновенная красота луговое среднерусское раздолье духмяные травы лазоревые цветы нескончаемые песни жаворонков...

(Д) Перед вами сказочное видение.

(Е) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма отражающегося много веков в водах.

(Ж) Вы конечно увидите как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж.

(З) И вы думаете на свете есть счастье...

(И) Но вот ваш взгляд падает на воды подступающие к холму.

(К) Храм плывёт в подводной глубине в ключевой прозрачности старицы.

(Л) Там на холме среди кущ деревьев стоит храм Покрова на Нерли.

(М) Всё дышит миром и спокойствием.

Правильное расположение предложений (записать):

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Информация о тексте в схемах.

Контрольный листок учителя.

(А)(6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности.

(Б)(12) Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

(В)(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга.

(Г)(5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков...

(Д)(10) Перед вами сказочное видение.

(Е)(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах.

(Ж)(4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж.

(З)(8) И вы думаете: на свете есть счастье...

(И)(9) Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму.

(К)(11) Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы.

(Л)(2) Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(М)(7) Всё дышит миром и спокойствием.

Правильный порядок предложений:

  1. В
  2. Л
  3. Е
  4. Ж
  5. Г
  6. А
  7. М
  8. З
  9. И
  10. Д
  11. К
  12. Б

Текст без абзацев.

 Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Всё дышит миром и спокойствием. И вы думаете: на свете есть счастье... Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. Перед вами сказочное видение. Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм…

(По Е. Осетрову)

Текст с абзацами.

    Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

    Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Всё дышит миром и спокойствием. И вы думаете: на свете есть счастье...

    Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. Перед вами сказочное видение. Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм…

(По Е. Осетрову)