Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Имя прилагательное”.
Оборудование:
- компьютер,
- медиа-проектор,
- карточки,
- рисунки с изображением Ивана-царевича,
- избушки на курьих ножках, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие в сказку.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Рефлексия.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
III. Мотивация.
Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки?
Почему? Мы перенесемся в удивительный мир сказки.
Для создания хорошего настроения я предлагаю вам
посмотреть друг на друга и улыбнуться. А для
того чтобы вы чувствовали себя уверенно на уроке,
прочитаем (слайд 1 презентации) <Приложение
1>
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Учитель называет лексическое значение слова, учащиеся вписывают слова в кроссворд. <Приложение 2 >
- Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. (Талант)
- Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям. (Троллейбус)
- Предмет столового белья, платок для вытирания губ после еды. (Салфетка)
- Газообразная оболочка, окружающая землю, некоторые другие планеты, солнце и звезды. (Атмосфера)
- Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием, для выполнения служебных, деловых поручений. (Агент)
Проверка правописания слов. (Слайд 2)
V. Сообщение темы урока
Отгадайте загадку:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное) (Слайд 3)
- О какой части речи пойдет сегодня на уроке речь? (Слайд 4)
VI. Целеполагание.
- Давайте, определим цели на урок. Учащиеся ставят перед собой цели.
VII. Работа по теме урока.
Слово учителя
Итак, мы отправляемся в сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Имя прилагательное. Однажды исчезло оно из речи. Отправился Иван – царевич на его поиски.
Долго он ехал по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.
Осмотрел Иван-царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?
2. Повторение правила “Правописание не с прилагательными”
Не добрый, а злой; невзрачный, невежливый, вовсе не интересный. (Слайд 5, 6)
3. Отворилась дверь избушки, на пороге появилась Баба – Яга.
Рассказал ей Иван-царевич о том, что произошло. Согласилась Баба-Яга помочь найти прилагательное, но только в том случае, если все правильно выполнят ее задание.
4. Выполнение задания на карточках. Проверка в парах по карточке - консультанту, оценивание. <Приложение 3>
5. Молодцы, справились с заданием. Дала Баба-Яга Ивану-царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а Иван-царевич за ним пошел. Привел клубок к царству Кощея.
Это он похитил Прилагательное.
–Ладно, - сказал Кощей, - отдам вам ваше прилагательное, но сначала выполните мои три задания:
Расскажите правило правописания о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. (Слайд 7)
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. (Слайд 8)
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. (Слайд 9)
6. Повторение правил.
7. Выполнение письменного задания по карточкам на выбор (одна из орфограмм). <Приложение 3>
8. Отдал Кощей прилагательные, но они все перепутались. Нужно расставить их в тексте на места и определить их разряд. (Работа в парах) <Приложение 3>
Озеро около берегов было засыпано ворохом желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где зацветали кувшинки. Голубая вода казалась черной, как деготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазками, похожими на две маленькие лупы. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух.
По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
VIII. Рефлексия.
- Вставить пропущенные слова:
- Урок привлек меня тем……
- Показался интересным, (не интересным)……..
- Заставил задуматься…..
- Мои достижения на уроке….
- Я могу похвалить себя за….
- На уроке было трудно…..
IX. Д/з. Индивидуальное задание по карточке на орфограмму, которую не выполнял ученик на уроке.
X. Итог урока.