Цели урока:
- Образовательные: закреплять понятие о жанрах произведений; формировать умение анализировать характер героя с опорой на план.
- Развивающие: развивать воображение, обогащать словарный запас; учить строить собственное суждение, анализировать и делать выводы, развивать речь, память, внимание.
- Воспитательные: прививать интерес к самостоятельному чтению; воспитывать умение работать в паре, умение слушать товарища.
Ход урока
Орг. момент
Учитель:
- Послушайте цепочку слов, и кто определит общий признак, сядет на место.
- стихотворение
- рассказ
- повесть
Дети:
- Это жанры произведений.
Обобщающее повторение
Учитель: Какими словами можно продолжить мою цепочку? Выберите.
Басня сказка персонаж
Дети: Басня, быль
Учитель: Возьмите карточки, прочитайте и восстановите цепочки слов, связанных друг с другом, используя стрелки. Работаем в паре. Один ученик у доски.
Автор | Жанр | Название |
Н. Рубцов | сказка | “Зайцы” |
русский народ | стихотв. | “ Заяц-хваста” |
Л. Толстой | рассказ | “ Про зайца” |
Учитель: Проверяем. | ||
Автор | Жанр | Название |
Н. Рубцов | стихотв. | “Про зайца” |
русский народ | сказка | “ Заяц-хваста” |
Л. Толстой | рассказ | “ Зайцы” |
Учитель: А что обозначает слово персонаж?
Дети: Герой произведения.
Учитель: Как можно назвать слова персонаж и герой?
Дети: Синонимы.
Учитель: Кто является героями произведений?
Дети: Героем произведений является заяц.
Проверка домашнего задания
Учитель: Откройте учебники и прочитайте задание, которое выполняли дома.
Дети: с.52 №9
1.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого…
2.Выборочно читают предложения
Учитель:
- А какое произведение - “добрым молодцам урок…”мы скажем в конце урока.
- А сейчас физминутка.
Вышел зайчик погулять, начал ветер утихать (ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зеленый.
И несется меж стволов, средь травы, цветов, кустов.(прыжки)
Зайка маленький устал, хочет спрятаться в кустах. (ходьба)
Замер зайчик средь травы, а теперь садимся мы.
Постановка темы и цели урока.
Анализ характера героев.
Учитель:
- Сегодня мы продолжим работу с русской народной сказкой “ Заяц-хваста” и попробуем узнать характер героев сказки.
- Что нам в этом поможет?
Дети: Досье на героя.
Учитель: Что такое досье?
Дети: Сбор информации о ком-то или о чём-то.
Учитель: Мы будем собирать информацию на героев сказки по плану.
1. имя
2. место
3 время
4. предметы
5.действия
6. цель
7. характер
8.результат + -
- Работать продолжим в парах.
Самостоятельная работа
Дети работают в паре, обсуждая героя по плану. Действия героя помечают в учебнике.
Проверка
Учитель: Итак, проверяем по плану, какое досье вы составили на героя сказки.
Дети:
-Имя – заяц; место - лес, гумно. Время – зима; предметов не было. На 1 этапе действия зайца - жил-был, приходилось ходить, воровать. Поэтому его цель - выжить зимой. Заяц добился своей цели, но его могли схватить собаки. Следовательно, заяц - везучий воришка.
На втором этапе действия зайца: приходит, начал хвастать, не боюсь, испугался, не буду хвастать. Его цель - показать зайцам, что он никого не боится. Следовательно, заяц хвастливый.
Учитель:
-Сейчас мы попадем в мир воображения. Всмотритесь в мой браслет, пройдите глазками через камни и закройте глаза. Постарайтесь увидеть зайца, когда он хвастался. Рассмотрите его мордочку, в какой позе он стоит, как говорит.
Если вам станет смешно, посмейтесь. Поделитесь впечатлениями.
- Вы не такого зайца представили? Приложение 1
Дети: Заяц на третьей картинке подходит по описанию и характеру.
Учитель: А посмотрите, как изобразил зайца художник в книжке. А вы хвастали когда-нибудь или нет? Расскажите. Попробуем прочитать реплику зайца, когда он хвастает. ( Дети надевают маски и они читают.)
Учитель: Еще, какой заяц?
Дети: Трусливый, потому что боится ворону. Он достиг цели – похвастаться, что никого не боится, но его натрепала ворона. На третьем этапе действия зайца - увидел, помочь, выскочил, сел, ушёл. Его цель - помочь вороне. Поэтому он заботливый, догадливый, храбрый. Заяц добился цели, но его могли схватить собаки.
Учитель: Назовите мораль сказки.
Дети: Кто хвастать любит, тот наказан будет. Кто другим помогает, тот удачлив бывает.
Учитель: Выберите пословицы, которые подходят к поступкам героев.
- Хвастовство до добра не доводит.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
Дети: Хвастовство до добра не доводит. Сам погибай, а товарища выручай.
Учитель: Прочитайте досье на ворону.
Дети: имя – ворона, место - забор, лес. Время – зима. Предметов нет. Действия - пошла, разыскивать, нашла, потрепала. Цель - наказать зайца за хвастовство. Значит ворона справедливая. Она сидела, встретила, говорит. Цель - поблагодарить зайца. Значит она благодарная.
Учитель:
- Как надо прочитать слова вороны? Читаем.
- Назовите мораль сказки.
Дети: Не держи зла на того, кто тебя проучил.
Учитель: Ребята, составление досье на героев нам помогает их лучше узнать и выразительно прочитать их роли. Попробуем прочитать сказку по ролям. Обратите внимание на ударение в словах: усищи, лапищи, зубищи.
Обобщение.
Учитель: Итак, какие черты характера осуждается в сказке?
Дети: Хвастовство.
Учитель: А какие поощряются?
Дети: Храбрость, взаимопомощь.
Учитель.
- Дома вам предлагается задание научиться выразительно читать сказку по ролям.
- Когда вам на уроке было легко, а трудно?
- Какая из пословиц подходит к нашей работе на уроке?
Дети: Одна голова хорошо, а две лучше.
Учитель:
- Поблагодарите друг друга за работу в паре.
- Урок окончен.