Цели: развитие умения задавать вопросы к словам, различать вопросы кто? и что? правильно их задавать к одушевленным и неодушевленным предметам.
Задачи урока:
- Закрепить знания учащихся по теме "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Способствовать развитию внимания, речи, памяти.
- Воспитывать культуру общения.
Оборудование: предметные картинки, таблички со словами, символы этапов урока, наглядное пособие "Теремок", два домика. Учебник "Русский язык 2 класс". Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. - М.: Баласс, 2007 г.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Я буду внимательным. Я буду думать. Буду сосредоточенно размышлять. Буду старателен и догадлив. |
Дети повторяют за учителем фразы |
2. Сообщение темы и цели урока. (на доске записаны слова) Лиса, лучик, кукла, лягушка, мячик. - Послушайте строчки из сказки.
- Выберите слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. Докажите свой выбор. (на доске наглядное пособие "Теремок" с окошками). - Кто еще жил в теремочке? Давайте заселим домик. - Что помогло вам сделать правильный выбор? - Без этих знаний мы не смогли бы понять, о ком идет речь в сказке, не смогли бы отгадать загадки, общаясь, не понимали бы друг друга. - Рассматрите рисунок. По какому признаку распределены предметы на группы? - Подумайте и ответьте на вопрос: - Кто будит людей по утрам? - На чем растут колючие иголки? - А если бы я спросила, на ком растут иголки? - Ребята, ваши знания, полученные на прошлых уроках, помогли вам меня понять. Выполнить правильно задание. Оказывается, очень важно уметь правильно задавать вопросы. Сегодня мы будем развивать наши умения ставить вопросы кто? что? к словам. 3. Определение этапов урока. На доске размещены символы этапов урока: Словарная работа Групповая работа (в паре) Работа по учебнику Дифференцированные задания (разной сложности) |
Лиса и лягушка. Эти слова отвечают на
вопрос кто? Картинки с животными вставляются в окошечки Знания об одушевленных и неодушевленных предметах (кто? что?) На одушевленные и на неодушевленные предметы Петух На елке На еже Ученики вместе с учителем определяют последовательность этапов урока. |
4. Фронтальная работа. 1) Словарная работа. - Почему важна словарная работа? На доске слова: п_года, с_бака, р_бята, _ртист, р_бота, д_рога. - На какие группы можно разделить эти слова? 2) Прогностическая оценка. - Прежде чем начнете писать слова. оцените себя, как справитесь с работой. 3) Самопроверка. Самооценка. - У кого прогноз оправдался? |
Словарные слова надо запомнить, их
нельзя проверить. В одном "столбике" будут слова,отвечающие на вопрос кто?, а другом-на вопрос что? Ученики сравнивают свою работу в "столбиках" и на доске. |
5. Работа в парах. А) Упражнение в постановке вопросов кто? что? к словам. (на доске прикреплены предметные картинки) - Ребята, выберите себе картинку, рассмотрите ее. - А теперь задайте вопрос соседу по этой картинке. Б) Работа в группах. (На доске две сюжетные картинки) - Ребята в первой группе (1-ый ряд) рассматривают картину справа от меня, а вторая группа (2-ой ряд) - рассматривают картину слева от меня. - Назовите предметы (изображенные на картинах), которые отвечают на вопрос кто? а потом на вопрос что? |
Каждый ученик выбирает себе картинку Дети задают вопросы: кто это? или что это? |
6. Самостоятельная работа. - Откройте учебник на стр. 41, вам нужно выполнить задание в упр. 61. Я думаю, вы легко справитесь с этим заданием. (см. приложение) Физкультминутка (для глаз)
|
Самостоятельная работа Взаимопроверка. Взаимооценка. Сверху пальцем дети показывают траекторию ее движения. То же самое. Смотрят вверх. Вытирают лицо руками Показывают руками вниз и смотрят. Движения плечами. Приседают. |
7. Упражнение на группировку
существительных (одушевленные и неодушевленные) (На доске два домика с вопросами кто? что?) На стенах классной комнаты размещены карточки со словами: мальчик, кошка, девочка, овца, мяч, мороз, тепло, дерево, кукла. - Ребята, определите, в каком домике будет жить выбранное вами слово. Докажите. Дифференцированная работа по выбору учащегося (на доске) Что? что? и что? - это фрукты. - Что записано на доске? - Сколько слов нужно дописать, чтобы закончить его? - С заглавной или строчной буквы будем писать эти слова? - На какой вопрос будут отвечать слова? - Придумайте предложение. Упражнение на внимание. (На доске предметные картинки) - Посмотрите внимательно на картинки. Запомните, что на них изображено. - А сейчас закройте глаза. - Что изменилось? - На какой вопрос отвечает слово-предмет на этой картинке? |
Ученики (двигаясь по классу) снимают
карточки со стены, помещают слово в подходящий
домик и объясняют свой выбор. Незаконченное предложение. Три слова. Первое с заглавной буквы, а остальные - с строчной. Яблоко, груша и слива - это фрукты. Дети закрывают глаза Убирается одна картинка, дети называют какой не хватает |
8. Подведение итогов. - Что сегодня на уроке мы закрепили? - Какое задание было самое трудное? - А какое самое легкое? - Самое интересное задание? |
Ответы учащихся |
9. Самооценка. - Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой? |
Дети вывешивают на доску свою оценку (красный кружок-довольны, синий-не совсем довольны, желтый - не довольны. |