Сейчас, когда английский приобрёл статус языка глобального общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации, - лингвосоциальная адаптация учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место, но она, в свою очередь, нуждается в мотивации. Возникает идея расширения рамок урочной деятельности.
Предложенный мной краткосрочный курс для учащихся 9 классов "Говорим без проблем". Данный курс помогает ученику реализовать интерес к предмету, преодолеть страх перед говорением.
Занятия проводятся один раз в неделю, и включает в себе 17 уроков с темами. Темы подобраны с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся: экзамены, каникулы, любовь и т.д.
Диалоги на языке оригинала отвечают уровню владения языком в 9 классе.
Цели курса
Структура уроков включает в себя сюжетные картины, диалог, словарь, грамматический материал, тест.
Диалоги и примеры ситуации взяты из реальной жизни: интернет, компьютерное обеспечение, хакеры, как зарабатывать деньги.
Задачи курса:
- Воспринимать на слух и понимать основное содержание диалогов.
- Участвовать в обсуждении проблем в связи с прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета.
Это программа отличается тем, что процесс обучения строится на основе методического пособия Г.М.Фроловой курса разговорного английского языка "WESTMINSTER ENGLISH".
Содержание курса состоит из диалогов, с опорой на которых учащиеся составляют свои собственные высказывания, рассуждения, обмениваются мнениями и т.д.
"Экзамены. Учебные предметы".
1. Подготовка к экзаменам. Успеваемость по предметам.
2. Понимать основное содержание диалога, подробно излагать прослушанное, участвовать в разговоре.
"Путешествие".
1. Где путешествовать?
2. Участвовать в дискуссии с соблюдением речевых норм и правил поведения.
"Обучение и карьера".
1. Обучение за рубежом.
2. Запрашивать и обмениваться информацией, высказывая и аргументируя свою точку зрения, возражая.
"Работа в офисе".
1. Чем заняться после учёбы?
2. Извлекать из аудиотекста нужную информацию.
"Здоровый образ жизни".
1. Вес и рост.
2. Сделать предложение, дать совет и принять/не принять его.
"Привычки и обычаи".
1. Привыкание к жизни в Англии.
2. Расспрашивать собеседника и уточнять его мнения и точки зрения, беря на себя инициативу в разговоре.
"Навыки и умения".
1. Приобретение новых навыков.
2. Участвовать в обсуждении проблем в связи прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета.
"Компьютерное обеспечение".
1. "Майкрософт".
2. Делать сообщение, содержащее наиболее важную информацию по теме.
"Музыка".
1. "Сальса".
2. Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу.
"Настоящая любовь".
1. Свадьба. Женитьба.
2. Передавать основную мысль содержания речи другого человека.
"Политика".
1. Как и настоящий Робин Гуд, они хотят, чтобы снизили налоги и цены на продукты.
2. Запрашивать и сообщать информацию.
"Интернет".
1. Поиск в Интернете. Проект "Эдем".
2. Отвечать на вопросы собеседника, сообщать краткие сведения о работе Интернета.
"Как зарабатывать деньги".
1. Участие в телевикторине "Миллионер".
2. Рассуждать в рамках предложенной темы о самом богатом человеке села.
"Хакеры".
1. Антивирусная программа.
2. Вести беседу, выражая своё отношение к высказываемому и обсуждаемому.
"Новости. Средства массовой информации".
1. Новости. Происшествия на дорогах.
2. Целенаправленное расспрашивание, уметь "брать интервью".
"Каникулы".
1. Куда поехать на каникулы?
2. Делать сообщение о своих интересах и планах на будущее.
Методы и формы обучения.
Для успешной реализации данной программы используются следующие активные формы и методы обучения, которые соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:
- коллективная работа
- групповая работа,
- работа в малых группах,
- парная работа,
- индивидуальная работа, которые стимулируют речемыслительную активность ученика, его творческую деятельность;
- ролевая игра,
- дискуссии,
- интервью, с помощью которых ученик легко взаимодействует с партнёром, реагирует на его реплики, выражает своё мнение;
- иллюстративно - объяснительный,
- проектный метод,
- метод сотрудничества, помогают ученику употреблять новый лексический и грамматический материал, умение применять их.
Форма контроля и критерии оценки.
Контроль осуществляется учителем на каждом занятии:
- контроль правильно артикулировать, ритмически организовывать отдельные лексические единицы, фразы и связные высказывания;
- контроль понимания на слух иноязычную речь, построенную на основе внепрограммного материала;
- контроль понимания необходимую информацию в сообщениях;
- контроль устной речи в ходе диалога, дискуссии, ролевой игры.
На последнем уроке проводится зачёт, в ходе которого учащимся предлагается:
- прослушать аудиозапись, выполнить задания по диалогу;
- выполнить лексико-грамматический тест по всему курсу.
Критерии оценки:
Оценка "отлично" ставится, если ученик способен вести беседу на английском языке; использует различную фактическую информацию, выражая своё мнение и отношение к услышанному. Ученик должен уметь начать и закончить разговор, расспросить, сообщить информацию, побудить к действию, выразить согласие, удивление; в сообщении имеются лишь лексические и интонационно - синтаксические ошибки.
Оценка "хорошо" ставится, если ученик способен вести беседу и без особых проблем участвует в речевом взаимодействии, используя различную фактическую информацию и выражая своё отношение; испытывает трудности спонтанно реагировать, не всегда понимает, о чём идёт речь, не умеет и не пытается переспросить или уточнить; допускает небольшое количество ошибок.
Оценка "удовлетворительно" ставится, если ученик может поддерживать беседу, но его ответы односложны, не всегда точны и логичны. Ученик пытается использовать заученный материал, зачастую не соответствующий данной теме; допускает много ошибок, которые, однако, не препятствуют пониманию высказывания.
Список литературы
- "Примерные программы по иностранным языкам" , М., издательство "Дрофа",2008г.
- Ю.В. Верисокин "Развитие коммуникативных компетенций", Волгоград, издательство "Учитель", 2009г.
- Г.М. Фролова "Курс разговорного английского языка "WESTMINSTER ENGLISH", М., ООО "Мир Книги", 2003г.