Цели урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, улучшить состояние здоровья детей в процессе учебной деятельности.
- Развивающая: развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей.
- Воспитывающая : воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения, душевные качества: доброту, взаимовыручку.
Материал: Плешаков А. А. "Мир вокруг нас", учебник для 4 класса начальной школы, издательство "Просвещение", 2004. "Красная книга Республики Татарстан", издательство "Идел-Пресс", Казань, 2006. "Азбука природы", издательский дом "Ридерз Дайджест", 1997. "Секреты природы. Удивительный мир животных и растений", издательский дом "Ридерз Дайджест", 1999, белые листы, маркеры, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, плакаты - схемы.
Оборудование: компьютер, магнитофон.
Ход урока
I. Вводная часть.
1. Энергизатор "Пррр" и "рукуту"
Учитель предложит участникам представить двух птиц.
-Одна кричит "пррр", а другая "рукуту". Если вы кричите "пррр", всем участникам нужно встать на носочки и подвигать локтями, как будто птица хлопает крыльями. Если вы кричите "рукуту", кажый стоит спокойно, не шелохнув даже перышком.
Примечание: Данный энергизатор стимулирует речевую и двигательную активность, восстанавливая энергию детей.
2. Поэтическая минутка.
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где б мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья.
Мы, Земля, с тобой одна семья.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Вот мы открыли наш урок поэтической минуткой. Как вы думаете, почему я начала урок именно с этого стихотворения? Какая взаимосвязь между темой урока и стихотворением?
- Тема нашего урока "Прошлое и настоящее глазами эколога". (Записать тему на доске и в тетрадях.)
Работа над словарем.
Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой.
Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее.
Учитель. Сегодня на уроке мы почувствуем себя в роли ученых - экологов. Будем делать выводы, высказывать научные соображения. Познакомимся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
4. Мини - лекция. (Краткая информация об экологии, выступает Тимур Ялалов).
Человек порожден природой и является её частью. Когда-то он полностью зависел от всего, что его окружало, находился в полном согласии со средой своего обитания. Но постепенно он стал высвобождаться от этой зависимости. Началось с неразумной охоты - зверей убивали больше, чем нужно было для поддержания жизни. Предполагается, что даже мамонты были истреблены людьми каменного века. Это была одна из первых экологических катастроф. Потом люди стали выжигать леса, чтобы высвободить участки земли под посевы. Долгое время все эти действия не наносили большого ущерба природе, которая успешно "зализывала" раны, обладая способностью к самовосстановлению. Но человек все больше чувствовал свою силу.
За последние сто лет размах хозяйственной деятельности человека достиг таких размеров, что возникли серьезные нарушения естественно сложившихся связей между различными элементами природы. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис.
Только сейчас начинают люди понимать, что они должны не покорять природу, а найти способ жить с ней в согласии. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Учитель. Чтобы беречь красоту нашей природы, мы должны соблюдать экологические и нравственные правила.
- А теперь объединимся в две группы.
5. Упражнение "Что у нас общего".
Учитель называет любую характеристику человека или его поведения, например: "Те, кто любит фрукты!". Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал учитель и т.д.
Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число подгрупп. С помощью данного упражнения также можно оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.
Будем работать в группе кооперативного обучения (далее КО). В группе работает каждый участник:
- секретарь
- докладчик
- художник
- хронометрист
- лаборант
Для работы дается маркеры, белые листы. Задание группам: запишите и нарисуйте экологические и нравственные правила на листах. Участникам дается пять минут времени. Через пять минут работа останавливается. Секретарь зачитывает правила поведения в природе.
Нельзя рвать цветы!
Не ломайте ветки деревьев!
Нельзя ловить бабочек!
Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
Не разоряйте гнезда птиц!
Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
Не берите животных из леса домой!
Не делайте надрезы на коре дерева!
И другие.
Вывод.
Каждый житель нашей планеты должен любить, изучать и охранять природу, защищать от отрицательного воздействия человека.
II. Основная часть.
1. Новый материал (Прошлое и настоящее глазами эколога)
Работа с классом.
Чтение статьи "Сын или покоритель?" (Учебник, страница 47). Ответить на вопросы.
Что же решил человек?
К чему привело такое покорение?
Может ли человек господствовать над природой?
А кем человек должен быть для природы?
Учитель. Нельзя быть покорителями, если мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы.
Сегодня мы должны обсудить три экологические проблемы.
2. Работа в группах КО.
а) По любимому времени года объединяемся на две группы. (Зима, лето)
б) Группам КО выбрать секретаря, который будет записывать идеи по мере их высказывания.
Учитель. Давайте вспомним правила мозгового штурма. (Правила помещаются на доску, учащиеся читают правила вслух)
в) Правила мозгового штурма:
Называя идеи, нельзя повторяться.
Чем больше список идей, тем лучше.
Разрабатывайте проблему, подходя к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы.
Идеи не оцениваются и не критикуются.
г) Раздается карточки с проблемами.
1 группа. Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?"
2 группа. Вторая проблема - "Как спасти тропические леса?"
Для проведения мозгового штурма, каждой группе дается задание, написанное на карточке. После пяти минут секретарь зачитывает идеи, которые записывают на доске. Участников благодарят за работу.
Выводы:
- Люди должны бережно обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное - не причинять Природе боль, ведь океан и тропические леса - это тоже часть Природы.
Учитель. Ваши высказывания говорят о том, что вам небезразличны проблемы джунглей, и вы думаете о будущем нашей планеты. Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы сможем избежать экологических катастроф.
3. Работа с учебником.
Учитель. Переходим к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" Предлагаю вам изучить эту проблему самостоятельно, а затем приступить к обсуждению. (Учебник, страница 49).
Дается время на подготовку. Идеи, высказанные учениками, записываются на доске.
Выводы:
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать.
Некоторые предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.
Учитель. Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.
III. Заключительная часть.
1. Упражнение "Парусник плывет по реке"
Участники плотно встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Один участник группы - парусник. Он медленно "проплывает" между "берегами". Берега мягкими прикосновениями помогают "паруснику", говорят ласковые слова, называют по имени. Упражнение можно проводить и с открытыми и с закрытыми глазами.
Примечание: упражнение-энергизатор способствует разрядке, снятию эмоционального напряжения, созданию хорошей атмосферы.
2. Заключительное слово учителя.
- Представьте себе огромное, прекрасное дерево. У него много зеленых веток. Но если дерево срубить, все его ветви погибнут. Ведь они - часть дерева и не могут жить без него. Вот и нас, людей, можно сравнить с ветвью удивительного дерева - Природы. Мы - часть Природы и не можем прожить без воздуха и воды, полезных ископаемых и почвы, растительного и животного мира. Когда охраняем природу, охраняем и человека.
IV. Итог урока.
Выставление оценок.
- Как вы думаете, юные экологи, может ли планета заболеть? (Ответы детей.)
- А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям.)
- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на странице 50-52.
Дети читают статью.
- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи?
- Всемирный фонд дикой природы и Гринпис.
Домашнее задание.
- Подумайте и обсудите дома с родителями вопрос "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?
- Творческое задание. "Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир". Нарисуй или отвечай письменно.
- Вспомните, какие растения и животные нашего края внесены в Красную книгу Республики Татарстан?