Пояснительная записка
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 4-м классах в объеме 1 ч/нед. Курс может преподаваться без использования компьютера, однако при наличие компьютерного класса на базе IBM PC рекомендуется проведение занятий с использованием компьютерных инструментальных развивающих сред (ЛогоМиры).
Основной целью пропедевтического курса информатики "Информатика детям" является развитие мыслительных и коммуникативных навыков ребенка, приобретение навыков работы на ПК. В процессе обучения в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики целесообразно включать приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:
- изучение алгоритмов;
- развитие процессов мышления, рассуждений, логики;
- изучение объектов и систем;
- построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.
На уроках информатики дети работают на компьютере: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т.д.
Цели курса
:формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Задачи курса:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.
Примерное содержание курса информатики
:Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.
Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера.
Восприятие информации. Внимание. Работа с понятиями, признаками. Классификация, сравнение, рассуждения.
Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием.
Форма организации обучения:
Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Обучение ведется блоками: Теоретическая часть, компьютерная часть.
Теоретическая часть преподается с использованием следующих методов: беседа, объяснение, демонстрация, учебная лекция. Практическая часть: разнообразные упражнения, практические и лабораторные работы на ПК.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5,7, 10 - "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации в сфере общего среднего образования" Роберт И.В. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин.) и осанки (1-2 мин).
Занятия информатикой, с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1, 2, 3 или 4-м уроками).
При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
После первого года обучения по курсу “Информатика детям ” учащиеся должны знать:
- технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами: мышью, клавиатурой;
- понятие об информации, способах ее восприятия;
- характеристики информации по объему, содержанию, характеру;
- общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации);
- об использовании ПК в повседневной жизни, профессиональной деятельности;
- понятие “множества” (вокруг нас, в природе, множество имен, подмножества);
- необходимую информацию о себе и своих родителях;
- понятия о линейных алгоритмах, способах его представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей.
Учащиеся должны уметь:
- работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;
- работать с играми по управлению движущимися объектами и с логическими играми;
- переключать шрифты с русского на латинский и наоборот, набирать на клавиатуре простой текст с заглавными буквами, символами клавиатуры, с числами;
- составлять последовательности действий для достижения поставленной цели;
- рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя “Лого миры”;
- решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные;
- выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;
- разбивать предметы на группы в соответствии с указанными признаками.
Учебно-методические пособия:
- Информатика детям. Учебник для нач.шк. Понебратов В.М. – Казань, 2005.
- Мир информатики 1-2 год обучения. Интерактивный учебник. “Кирилл и Мефодий”
- Среда обучения “Лого миры”. Институт новых технологий образования, 2001.
- Информатика 5-6. Под ред. Н.В.Макаровой.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | ||
теор. | практ. | всего | ||
1 | Техника безопасности в кабинете ОИВТ. Что такое информация? | 1 | 1 | |
2 | Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. | 1 | 1 | 2 |
3 | Восприятие информации. Тренируем восприятие. Лого миры – знакомство. Считаем на компьютере. | 1 | 1 | 2 |
4 | Внимание. Развиваем внимательность. Новые команды в Лого. Команды для Черепашки. | 1 | 1 | 2 |
5 | Хранение информации в компьютере. | 1 | 1 | |
6 | Рисуем в ЛОГО. | 1 | 1 | |
7 | Память. Тренируем память. Команда “Новый курс”. | 1 | 1 | 2 |
8 | Передача информации. Создание и редактирование мелодий в ЛОГО. | 1 | 1 | 2 |
9 | Обработка информации в компьютере. Команда “Новая форма”. | 1 | 1 | 2 |
10 | Информационные процессы. Анимация в ЛОГО. | 1 | 1 | 2 |
11 | Создание открытки в ЛОГО( рисование, мелодия, анимация). | 2 | 2 | |
12 | Устройство компьютера. Текст в ЛОГО. | 1 | 1 | 2 |
13 | Шифруем и кодируем информацию. Программирование Черепашки. | 1 | 1 | 2 |
14 | Работаем с понятиями. Случайный выбор. | 1 | 1 | 2 |
15 | Находим существенные и общие признаки. Создание проекта “Мультфильм”. | 1 | 2 | 3 |
16 | Сравниваем понятия. Копирование форм. | 1 | 1 | 2 |
17 | Классифицируем понятия. Проект “Гонки”. | 1 | 1 | 2 |
18 | Учимся делать логические выводы.Работа с цветом. Проект “Такси” | 1 | 1 | 2 |
19 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого |
36 |