Авторская образовательная социально-адаптированная программа занятий объединения "Информатика детям" (4-й класс)

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 4-м классах в объеме 1 ч/нед. Курс может преподаваться без использования компьютера, однако при наличие компьютерного класса на базе IBM PC рекомендуется проведение занятий с использованием компьютерных инструментальных развивающих сред (ЛогоМиры).

Основной целью пропедевтического курса информатики "Информатика детям" является развитие мыслительных и коммуникативных навыков ребенка, приобретение навыков работы на ПК. В процессе обучения в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики целесообразно включать приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:

  • изучение алгоритмов;
  • развитие процессов мышления, рассуждений, логики;
  • изучение объектов и систем;
  • построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.

На уроках информатики дети работают на компьютере: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т.д.

Цели курса:

формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Задачи курса:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики:

Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера.  Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера.

Восприятие информации. Внимание. Работа с понятиями, признаками. Классификация, сравнение, рассуждения.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием.

Форма организации обучения:

Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Обучение ведется блоками: Теоретическая часть, компьютерная часть.

Теоретическая часть преподается с использованием следующих методов: беседа, объяснение, демонстрация, учебная лекция. Практическая часть: разнообразные упражнения, практические и лабораторные работы на ПК.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5,7, 10 - "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации в сфере общего среднего образования" Роберт И.В. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин.) и осанки (1-2 мин).

Занятия информатикой, с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1, 2, 3 или 4-м уроками).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

После первого года обучения по курсу “Информатика детям ” учащиеся должны знать:

  • технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами: мышью, клавиатурой;
  • понятие об информации, способах ее восприятия;
  • характеристики информации по объему, содержанию, характеру;
  • общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации);
  • об использовании ПК в повседневной жизни, профессиональной деятельности;
  • понятие “множества” (вокруг нас, в природе, множество имен, подмножества);
  • необходимую информацию о себе и своих родителях;
  • понятия о линейных алгоритмах, способах его представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;
  • работать с играми по управлению движущимися объектами и с логическими играми;
  • переключать шрифты с русского на латинский и наоборот, набирать на клавиатуре простой текст с заглавными буквами, символами клавиатуры, с числами;
  • составлять последовательности действий для достижения поставленной цели;
  • рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя “Лого миры”;
  • решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные;
  • выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;
  • разбивать предметы на группы в соответствии с указанными признаками.

Учебно-методические пособия:

  1. Информатика детям. Учебник для нач.шк. Понебратов В.М. – Казань, 2005.
  2. Мир информатики 1-2 год обучения. Интерактивный учебник. “Кирилл и Мефодий”
  3. Среда обучения “Лого миры”. Институт новых технологий образования, 2001.
  4. Информатика 5-6. Под ред. Н.В.Макаровой.

Тематическое планирование

Тема Кол-во часов
теор. практ. всего
1 Техника безопасности в кабинете ОИВТ. Что такое информация? 1   1
2 Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. 1 1 2
3 Восприятие информации. Тренируем восприятие. Лого миры – знакомство. Считаем на компьютере. 1 1 2
4 Внимание. Развиваем внимательность. Новые команды в Лого. Команды для Черепашки. 1 1 2
5 Хранение информации в компьютере. 1   1
6 Рисуем в ЛОГО.   1 1
7 Память. Тренируем память. Команда “Новый курс”. 1 1 2
8 Передача информации. Создание и редактирование мелодий в ЛОГО. 1 1 2
9 Обработка информации в компьютере. Команда “Новая форма”. 1 1 2
10 Информационные процессы. Анимация в ЛОГО. 1 1 2
11 Создание открытки в ЛОГО( рисование, мелодия, анимация).   2 2
12 Устройство компьютера. Текст в ЛОГО. 1 1 2
13 Шифруем и кодируем информацию. Программирование Черепашки. 1 1 2
14 Работаем с понятиями.   Случайный выбор. 1 1 2
15 Находим существенные и общие признаки. Создание проекта “Мультфильм”. 1 2 3
16 Сравниваем понятия. Копирование форм. 1 1 2
17 Классифицируем понятия. Проект “Гонки”. 1 1 2
18 Учимся делать логические выводы.Работа с цветом. Проект “Такси” 1 1 2
19 Итоговое занятие.   2 2

Итого

36