Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа


Урок проводится после прочтения детьми сказок А.С.Пушкина, рекомендуемых учителем.

Цели: Ознакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина – гордостью нашей Родины; попутешествовать по сказкам А.С. Пушкина; работать над быстротой, выразительностью и развитием речи.

Тип: урок на основе игровой технологии.

Форма проведения: урок- путешествие.

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина;
  • картины по сказкам писателя;
  • кроссворд;
  • компьютер, проекционный экран;
  • книги А.С. Пушкина “Сказки” (комплект на класс).

I. Организационный момент.

“Мы дорогих не теряем минут,
Нам по душе и ученье, и труд”.

II. Мобилизующее начало.

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие. Оно будет не совсем обычным. Итак, в добрый путь!

1) Учитель читает наизусть отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”:

“У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей….”

- Ребята, кто из вас знает, чьи эти стихи?

Учащиеся отвечают, что эти стихи А.С. Пушкина.

- Скажите мне тему нашего урока.

Ребята прелагают: “А.С. Пушкин”, “Путешествие по произведениям А.С. Пушкина” и т.д.

На доске открывается запись: “…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” А.С. Пушкин

Вывешиваю портрет писателя.

- Сформулируйте мне цель урока.

На доске опорное слово: Попутешествовать - …

Дети добавляют: “Попутешествовать по сказкам А.С. Пушкина”.

- Итак, мы с вами определили тему и цель нашего урока.

2) Немного о Пушкине.

А.С. Пушкин родился в 1799 г., 6 июня в Москве в старинной дворянской семье. Отца звали – Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна. В родительском доме его воспитывали гувернеры. В 1811–1817 гг. он учился в Царскосельском лицее, передовом учебном заведении того времени.

Творческая жизнь поэта началась рано. Маленький Саша любил слушать сказки, которые рассказывала ему его няня Арина Родионовна. Позже Александр Сергеевич стал сам писать сказки. Он писал не только для взрослых, но и детей. Его сказки с интересом слушают и читают все люди.

И вот поэтому сейчас мы с вами переносимся в сказочный мир.

III. Выход на тему урока.

Первая ученица в костюме старухи говорит следующие слова:

“ …Дурачина, ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть черною крестьянкой. Хочу быть столбовою дворянкой…”

- Из какой сказки эти строчки?

- Это “Сказка о рыбаке и рыбке”.

- Скажите, кем еще была старуха в сказке.

- Вольною царицей, владычицей морской.

- Сколько раз старик ходил к морю?

Дается задание по группам.

- Каждой группе отыскать отрывок о море.

Дети отыскивают и зачитывают строчки.

На экране появляется запись:

1 раз – “Море слегка разыгралось…”

2 раз – “Помутилось синее море…”

3 раз – “Не спокойно синее море…”

4 раз – “Почернело синее море…”

5 раз – “Видит, на море черная буря…”

- Скажите, почему море менялось с каждым разом?

- Старуха хотела все больше и больше.

- Чем закончилась сказка?

Дети рассказывают. (Учитель обращает внимание детей на развитие речи)

- Как вы понимаете смысл пословицы: “Много захочешь – последнее потеряешь”.

Ребята дают объяснение, ссылаясь на данную сказку.

IV. Физкультминутка.

Проводит ученица, которая читала слова старухи из сказки.

“Море волнуется раз, море волнуется два…”

Выполняется детьми любая “прихоть” старухи.

– Ну, пойдемте дальше. А кто это там сидит?

Вторая ученица в короне царицы глядит в зеркальце и говорит слова:

“…Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”

- Почему молчит зеркальце?

- Давайте подскажем, что ответило зеркало?

“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.

- Что же случилось дальше?

Ребята рассказывают сказку.

- Яблоко, которое царевна съела, было отравлено. А было оно таким потому, что само слово содержит какой-то секрет.

Дети читают слово и догадываются, что буква Я стоит в начале слова и образуют два звука [и'] и [a].

Один ученик выходит к доске и делает звуко-буквенный разбор этого слова.

На информационном экране появляется запись:

“Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь.

Дети читают сначала про себя, потом отрабатывают выразительное чтение отрывка.

Спрашиваю 3-4 человека читать выразительно отрывок.

- Как же называется эта сказка?

- “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

- Продолжаем наше путешествие.

- Отгадайте загадку:

“Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами”. (Петух)

- В какой сказке А.С.Пушкина вы встречали петушка?

- “Сказка о золотом петушке”.

- Откройте ваши книги и найдите мне строчки о том, как мудрец объяснял Додону сторожевые функции петушка.

Дети находят строчки:

“Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой,
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…”

- За что пострадал царь Дадон?

Дети рассказывают.

Третий ученик читает строчки:

“Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…”

- Из какой сказки эти строчки?

- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.

- Какие же три чуда были в этой сказке?

Ребята отвечают.

Это произведение экранизировано. Учащиеся с удовольствием смотрят фрагмент сказки.

V. А сейчас, давайте разгадаем кроссворд и узнаем, кто же помог нам его составить.

  1. Кто был сторожем у царя Гвидона?
  2. Кого убил на море князь Гвидон?
  3. В кого третий раз превращался князь Гвидон?
  4. Как звали девушку, которая уводила царевну в лес, на съедение волкам?
  5. Как звали жениха из сказки “О мертвой царевне и семи богатырях”?
  6. Кто первым выходил из воды с 33-мя богатырями?

VII. Итог.

- Ну что, ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы прочитали и хорошо знаете эти произведения.

- Объясните, почему А.С. Пушкин говорил: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”!

Презентация