Цель: формирование ключевых компетенций.
Оборудование: сердечко (для приветствия), мягкие игрушки (у тех детей, кто комментирует), кузовок, ежедневная газета, памятки культуры речи, медиаоборудование.
ХОД УРОКА
I. Приветствие.
1. Звучит песня из м/ф “Бременские музыканты”. Дети садятся на ковёр.
Передают сердечко по кругу, говорят друг другу добрые слова. (Слайд № 3. Приложение)
2. Объявление темы сбора. (Слайды № 1, 2)
II. Обмен информацией.
Культура человека проявляется в его одежде, поступках, отношении к взрослым, любви к России.
Ещё культура человека очень сильно проявляется в его речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, можно предположить, культурный он или нет. Если человек скажет: “ У меня болят ухи”, “Отдай мой портфель”, “ Сколько часов”, уже видно, что большой культурой человек не отличается.
-Что же такое культура речи? (Отвечают дети, у которых игрушки)
(Слайд № 4) Под культурой речи мы понимаем умение ясно, правильно, точно и коротко излагать свои мысли. А это трудное дело - говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому учат на уроках литературного чтения, русского языка и других предметах.
Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушиваться к речи артис-
тов, дикторов радио и телевидения , читать больше книг. Надо следить за ударением в словах.
Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.
Ученики рассказывают о школьном портфеле и мальчике Пете.
Знакомьтесь: Петя, мой сосед -
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магазин на обед,
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря “ Родную речь”
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя.
- Петя! - несётся со двора -
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а не дитя!
Петя обижен на ребят,
Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
- Как помочь Пете? (Высказывания детей, слайд № 5)
- Просмотр отрывка из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”.
Обсуждение поведения и речи Вовки. (Слайд № 6)
III. Групповая деятельность
Игра “Кузовок”
- Я кладу в кузовок слово на – ая - : вежливая… и т. д. по кругу. (Слайд № 7)
IV. Ежедневные новости.
- Чтение газеты (Слайд № 8)
- Словарная работа.
- Ребус. (Слайд № 9)
используя алфавит, расшифруйте пословицу (задание на день):
5, 6, 13, 21- 3, 18, 6, 14, 33 17, 16, 20, 6, 23, 6- 25,1, 19.
(Делу - время, потехе - час.)
V. Вывод.
- Вручение памяток “ Культура речи”.