Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

Разделы: География


Цели урока:

образовательные:

дать определение понятиям “Электроэнергетика”, “Энергосистема”. Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.

развивающие:

развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом.

воспитательные:

воспитывать уважительное отношения к национальным богатствам России.

Оборудование: карта “Природные ресурсы России”; карта “Топливная промышленность России”; атласы, рабочие тетради, проектор. Презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 1-2 мин.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России. Более подробно познакомимся с отраслью промышленности, без которой невозможна работа ни одного предприятия.

В течение урока используется проектор.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

Повторите домашнее задание. 2 мин.

Откройте атласы стр10-11.

- Что называется топливно-энергетическим комплексом? (Cовокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах)

- Каков состав топливно-энергетического комплекса?

Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии с расходованием их в пределах каких-либо территориальных единиц называется топливно-энергетическим балансом.

Некоторые ученики получают карточки на проверку домашнего задания.

1. 70% нефти страны добывается в _______________Западной Сибири______

2. Самый дешевый способ добычи нефти фонтанный_________

3. По запасам нефти Россия занимает __________2 место______

4. По добыче газа Россия на ___________1 месте_____________

5. Крупнейшие газопроводы идут от ________Уренгоя и Оренбурга___

6. Основная часть НПЗ размещена в ________европейской части страны

7. Крупные газовые месторождения ________Уренгойское, Ямбургское________

8. Запасы угля ____больше___ запасов нефти и газа.

9. Способы добычи угля ______подземный_________ и ______открытый____

10.Основной угольный бассейн _________Кузнецкий_ .

- Ведущее значение в топливной промышленности принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой, угольной.

Назовите основные способы добычи нефти и основные нефтяные базы.

(Добычу нефти производят двумя способами: фонтанным и насосным. При фонтанном- нефть, находящаяся под давлением, сама поступает на поверхность. Этот способ дешевле). По запасам нефти Россия на 2 месте после Саудовской Аравии. 70% нефти добывается в Западно-Сибирской провинции, месторождения: Самотлор, Мегиони др.

- Как используют сырую нефть? (Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Нефть перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут).

- Назовите основные причины снижения добычи нефти? (Истощение месторождений, отсутствие современного оборудования)

- Как осуществляется транспортировка нефти?

- Основное направление потоков нефти.

- Почему НПЗ расположены не в местах добычи нефти, а в районах потребления продуктов ее переработки? (Т.к. сырую нефть транспортировать легче, чем продукты ее переработки)

- Что собой представляет газовая промышленность? (Газ - дешевое и экологически чистое топливо. По запасам Россия занимает 1 место в мире. В России добыча газа стабильна и приносит большие доходы).

- Каковы основные районы добычи газа? (Россия богата месторождениями природного газа, но ее добыча зачастую происходит в суровых природных условиях: полярная ночь, вечная мерзлота, сильные ветры при низких температурах зимой. На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа в стране. Месторождения Уренгой, Ямбургское, Медвежье.Оренбургско-Астраханская база 6%; Тимано-Печорская 1% добыч).

- Что вы можете рассказать о транспортировке газа? Трубопроводным способом. Крупнейшие построены от Уренгоя и Оренбурга: “Ямал-Европа”, “Голубой поток”.

- Расскажите об угольной промышленности (значение, способы добычи, бассейны, проблемы, перспективы отрасли). (Уголь-главный вид топлива в первой половине XX века, поскольку запасы угля больше запасов нефти и газа. В настояшее время он уступил лидерство нефти и газу. Добыча угля дороже.Уголь используется как топливо на ТЭС и промышленности (75%) и как сырье в черной металлургии и химической промышленности. Россия занимает 2 место в мире по добыче бурого угля и 6 место по добыче каменного. Способы добычи подземный (шахтный) или открытый (карьерный). Доля добычи угля открытым способом составляет около 60 %).

- Что называется себестоимостью? (Себестоимостью называют общую сумму затрат на производство какой-либо продукции, выраженную в денежной форме. Она зависит от способа его добычи, качества (калорийность, наличие примесей и т.д.), геологических условий залегания (глубина, толщина пластов). Влияют на себестоимость также качество оборудования, наличие современных технологий добычи.

- Назовите основные районы добычи угля? Основные районы добычи сосредоточены в Сибири 96%. На европейскую часть приходится 25%. Главный угольный бассейн России – Кузнецкий., обладающий большими и хорошо изученными запасами высококачественного угля, в том числе и коксующего. Канско-Ачинский бассейн. Печорский угольный бассейн.

- Каковы перспективы отрасли?

Карточки сдают на проверку.

3. Изучение нового материала.

Определение записываем в тетрадь (проверка карточек).

Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач.

Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия.

Электроэнергия производится на электростанциях разных типов. Россия занимает 4 место по производству электроэнергии.

Выделяются основные типы электростанций:

ТЭС – 66%, ГЭС – 18%, АЭС – 16% (записать в тетрадь)

ТЭС

Работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции).

Найдите 5 ТЭС на карте атласа стр 12. Самая крупная ТЭс в России - Сургутская.

Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ.( строят в городах, на которых помимо электроэнергии вырабатывается водяной пар и горячая вода)

Недостатки

  • работают на невозобновимых ресурсах
  • дают много отходов
  • энергия дорогая

ГЭС

(Гидравлические), строят на реках с быстрым течением и высокими берегами, и большим расходом воды. Преимущества в дешевизне и экологической чистоте (нет дыма). Самые крупные электростанции построены на Енисее и Ангаре. На Волге создан каскад ГЭС.

Найдите 5 ГЭС.

Недостатки

  • длительное и дорогое строительство (20 лет)
  • затопление огромных площадей
  • водохранилища изменяют режим рек, влияют на климат

АЭС

Работают на ядерном топливе(уран, плутоний). Доля АЭС в производстве составляет 16%. Строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет Дорог, а нужна энергия.

Для производства равного количества и энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля.

Найдите 5 АЭС.

Недостатки

  • риск экологических катастроф очень велик. Пример авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году
  • Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

Нетрадиционные виды электроэнергии

Задание на опережение “Энергия ветра”, “Энергия Солнца”.

Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения в энергосистему.

Единая Энергосистема России. Ее цель:

  1. Надежное обеспечение энергией.
  2. Использовать разницу во времени на территории России ( на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой вечер и пик потребления.

Как вы думаете, каковы перспективы энергетики? Шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую);применять энергосберегающие технологии.

4. Закрепление по теме: “Электроэнергетика”.

1. Какое место в мире занимает Россия по выработке электроэнергии?

___________________________________________________

2. Заполни схему.

Типы электростанций

Электростанции
Традиционные Нетрадиционные

3. В чем отличие ТЭЦ от ТЭС?

___________________________________________________

4. Какие районы России наиболее перспективны для строительства ГЭС?

____________________________________________________

5. Где и почему целесообразно строить АЭС?

____________________________________________________

6. Что называется Единой энергетической системой России?

____________________________________________________

7. В чем преимущества ЕЭС?

_____________________________________________________

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание стр. 125-130, составить кроссворд.