Цели урока:
образовательные:
дать определение понятиям “Электроэнергетика”, “Энергосистема”. Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.
развивающие:
развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом.
воспитательные:
воспитывать уважительное отношения к национальным богатствам России.Оборудование:
карта “Природные ресурсы России”; карта “Топливная промышленность России”; атласы, рабочие тетради, проектор. ПрезентацияХОД УРОКА
1. Организационный момент 1-2 мин.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России. Более подробно познакомимся с отраслью промышленности, без которой невозможна работа ни одного предприятия.
В течение урока используется проектор.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
Повторите домашнее задание. 2 мин.
Откройте атласы стр10-11.
- Что называется топливно-энергетическим комплексом? (Cовокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах)
- Каков состав топливно-энергетического комплекса?
Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии с расходованием их в пределах каких-либо территориальных единиц называется топливно-энергетическим балансом.
Некоторые ученики получают карточки на проверку домашнего задания.
1. 70% нефти страны добывается в _______________Западной Сибири______
2. Самый дешевый способ добычи нефти фонтанный_________
3. По запасам нефти Россия занимает __________2 место______
4. По добыче газа Россия на ___________1 месте_____________
5. Крупнейшие газопроводы идут от ________Уренгоя и Оренбурга___
6. Основная часть НПЗ размещена в ________европейской части страны
7. Крупные газовые месторождения ________Уренгойское, Ямбургское________
8. Запасы угля ____больше___ запасов нефти и газа.
9. Способы добычи угля ______подземный_________ и ______открытый____
10.Основной угольный бассейн _________Кузнецкий_ .
- Ведущее значение в топливной промышленности принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой, угольной.
Назовите основные способы добычи нефти и основные нефтяные базы.
(Добычу нефти производят двумя способами: фонтанным и насосным. При фонтанном- нефть, находящаяся под давлением, сама поступает на поверхность. Этот способ дешевле). По запасам нефти Россия на 2 месте после Саудовской Аравии. 70% нефти добывается в Западно-Сибирской провинции, месторождения: Самотлор, Мегиони др.
- Как используют сырую нефть? (Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Нефть перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут).
- Назовите основные причины снижения добычи нефти? (Истощение месторождений, отсутствие современного оборудования)
- Как осуществляется транспортировка нефти?
- Основное направление потоков нефти.
- Почему НПЗ расположены не в местах добычи нефти, а в районах потребления продуктов ее переработки? (Т.к. сырую нефть транспортировать легче, чем продукты ее переработки)
- Что собой представляет газовая промышленность? (Газ - дешевое и экологически чистое топливо. По запасам Россия занимает 1 место в мире. В России добыча газа стабильна и приносит большие доходы).
- Каковы основные районы добычи газа? (Россия богата месторождениями природного газа, но ее добыча зачастую происходит в суровых природных условиях: полярная ночь, вечная мерзлота, сильные ветры при низких температурах зимой. На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа в стране. Месторождения Уренгой, Ямбургское, Медвежье.Оренбургско-Астраханская база 6%; Тимано-Печорская 1% добыч).
- Что вы можете рассказать о транспортировке газа? Трубопроводным способом. Крупнейшие построены от Уренгоя и Оренбурга: “Ямал-Европа”, “Голубой поток”.
- Расскажите об угольной промышленности (значение, способы добычи, бассейны, проблемы, перспективы отрасли). (Уголь-главный вид топлива в первой половине XX века, поскольку запасы угля больше запасов нефти и газа. В настояшее время он уступил лидерство нефти и газу. Добыча угля дороже.Уголь используется как топливо на ТЭС и промышленности (75%) и как сырье в черной металлургии и химической промышленности. Россия занимает 2 место в мире по добыче бурого угля и 6 место по добыче каменного. Способы добычи подземный (шахтный) или открытый (карьерный). Доля добычи угля открытым способом составляет около 60 %).
- Что называется себестоимостью? (Себестоимостью называют общую сумму затрат на производство какой-либо продукции, выраженную в денежной форме. Она зависит от способа его добычи, качества (калорийность, наличие примесей и т.д.), геологических условий залегания (глубина, толщина пластов). Влияют на себестоимость также качество оборудования, наличие современных технологий добычи.
- Назовите основные районы добычи угля? Основные районы добычи сосредоточены в Сибири 96%. На европейскую часть приходится 25%. Главный угольный бассейн России – Кузнецкий., обладающий большими и хорошо изученными запасами высококачественного угля, в том числе и коксующего. Канско-Ачинский бассейн. Печорский угольный бассейн.
- Каковы перспективы отрасли?
Карточки сдают на проверку.
3. Изучение нового материала.
Определение записываем в тетрадь (проверка карточек).
Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач.
Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия.
Электроэнергия производится на электростанциях разных типов. Россия занимает 4 место по производству электроэнергии.
Выделяются основные типы электростанций:
ТЭС – 66%, ГЭС – 18%, АЭС – 16% (записать в тетрадь)
ТЭС
Работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции).
Найдите 5 ТЭС на карте атласа стр 12. Самая крупная ТЭс в России - Сургутская.
Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ.( строят в городах, на которых помимо электроэнергии вырабатывается водяной пар и горячая вода)
Недостатки
ГЭС
(Гидравлические), строят на реках с быстрым течением и высокими берегами, и большим расходом воды. Преимущества в дешевизне и экологической чистоте (нет дыма). Самые крупные электростанции построены на Енисее и Ангаре. На Волге создан каскад ГЭС.
Найдите 5 ГЭС.
Недостатки
АЭС
Работают на ядерном топливе(уран, плутоний). Доля АЭС в производстве составляет 16%. Строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет Дорог, а нужна энергия.
Для производства равного количества и энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля.
Найдите 5 АЭС.
Недостатки
- риск экологических катастроф очень велик. Пример авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году
- Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
Нетрадиционные виды электроэнергии
Задание на опережение “Энергия ветра”, “Энергия Солнца”.
Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения в энергосистему.
Единая Энергосистема России. Ее цель:
- Надежное обеспечение энергией.
- Использовать разницу во времени на территории России ( на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой вечер и пик потребления.
Как вы думаете, каковы перспективы энергетики? Шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую);применять энергосберегающие технологии.
4. Закрепление по теме: “Электроэнергетика”.
1. Какое место в мире занимает Россия по выработке электроэнергии?
___________________________________________________
2. Заполни схему.
Типы электростанций
Электростанции | ||
Традиционные | Нетрадиционные |
3. В чем отличие ТЭЦ от ТЭС?
___________________________________________________
4. Какие районы России наиболее перспективны для строительства ГЭС?
____________________________________________________
5. Где и почему целесообразно строить АЭС?
____________________________________________________
6. Что называется Единой энергетической системой России?
____________________________________________________
7. В чем преимущества ЕЭС?
_____________________________________________________
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание стр. 125-130, составить кроссворд.