Бинарный урок по теме "Антонимы. Логические высказывания" (5-й класс)

Разделы: Математика, Русский язык

Класс: 5


Описание работы:

Предлагаем объединить два предмета (русский язык и математику) на одном уроке, который ведут два учителя. Целесообразно отвести на него два учебных часа, так как урок речи предполагает большую устную работу, использование разнообразных приемов, тренировочные упражнения.

Учебный план, на наш взгляд, допускает проведение бинарных уроков в рамках уроков объяснения нового материала и повторения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, карточки для графического диктанта, персональные компьютеры (желательно проведение в компьютерном классе).

Приложение 1. Во время урока демонстрируется презентация

Приложение 2. Тестированная программа с заданиями

Цель урока: (русский язык) добиться, чтобы учащиеся

знали:

  • понятие антонимов, их роли в речи, учить подбирать антонимы;

умели:

  • отличать антонимы от синонимов и омонимов;
  • грамотно употреблять их в устной речи, уметь находить в тексте.

Цель урока: (математика) добиться, чтобы учащиеся

знали:

  • понятие высказывания, общее утверждение и их способы распознания, четко различали понятие темы и ремы;

умели:

  • отличать высказывания общего утверждения;
  • грамотно формулировать опровержения высказываний, т.е. четко подбирать контрпримеры;
  • определять истинность и ложность высказываний.

ХОД УРОКА

I этап

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, мы проводим совместный урок русского языка и математики. Тема нашего урока: “Антонимы. Логические высказывания”

1. Актуализация знаний.

  • Что такое лексика?
  • Что такое высказывания?
  • Что такое прямое и переносное значение слова?
  • Что такое тема и рема?
  • Что такое омонимы?
  • Какое высказывание называют истинным, а какое ложным?
  • Что такое синонимы?
  • Какие высказывания называют общими?

Графический диктант (приложение 1, слайд 2), индивидуальное тестирование на компьютере с одаренными детьми (приложение 2).

II этап

1. Объяснение нового материала по русскому языку (приложение 1, слайд 3, 4).

2. Первичное закрепление нового материала (приложение 1, слайд 5, 6).

3. Физкультминутка (приложение 1, слайд 7).

III этап

1. Закрепление полученных знаний (приложение 1, слайд 8, 9, 10).

2. Контрольное списывание (приложение 1, слайд 11).

IV этап

Чтобы умножить ваши знания,
Даем домашние задания.

1. Русский язык: упражнение 360, выучить правило.

2. Математика: упражнение 253, повторить правило (приложение 1, слайд 12).

V этап

1. Итог урока (приложение 1, слайд 13, 14).

Заканчивая описание нашего небольшого опыта, хотим сказать в целом об уроках такого типа.

Сейчас все понимают, что важно дать ребенку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где лексика и математическая логика "живут" рядом, гармонично "сотрудничая" друг с другом. Подобные уроки помогают реально, осуществить эту задачу.

Литература

  1. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон “Математика. 5 класс”, Ювента–2005.
  2. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева “Методические материалы к учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон” Ювента–2006.
  3. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. “Русский язык. 5 класс” Просвещение–2008.
  4. Т.А. Ладыженская “Методические рекомендации к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская” Просвещение–2007.