Цель и задачи:
- показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии эффективных уроков и технологии проблемного обучения;
- обобщить и систематизировать знания участников семинара об основных понятиях темы.
Структура методического урока
I. Организационный момент.
Вы – замечательный учитель, у вас замечательные ученики!
II. Сообщение темы, цели и задач урока.
Кто не знает, в какую гавань он плывет,
для того нет попутного ветра.
Сенека
III. Мотивация учения школьников.
Знания – дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
IV. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
Повторенье – мать ученья.
(Пословица)
V. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.
Хороших методов существует ровно столько,
Сколько существует хороших учителей.
Д. Пойа
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
VI. Осмысление знаний.
Когда людей станут учить не тому, что они должны
думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут
всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который необходимо зажечь.
(Античная мудрость)
VIII. Итог урока.
Боги и дети живут там, где их хвалят.
Гомер
- Организационный момент.
- (металлофон) Крибле, крабле, бумс!
- Звучит волшебно слово-заклинание
Там, где мы обычно слышали звонок.
Милые коллеги! Всем внимание:
Начинаем методический урок! (Все стоят)
3. Все на месте, все у нас готово,
Мы поймем друг друга с полуслова.
Мило вы друг другу улыбнитесь
И тихонько на места садитесь.
II. Сообщение темы, цели, задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Выбрали мы тему и не прогадали,
О таком развитии всегда мечтали.
Цели и задачи мы определили
И о содержании не позабыли.Вы пришли сегодня к нам
И расселись по местам.
Но отнюдь не посиделки,
Думать всем придется вам.Разговор завяжется,
Мысли стройно свяжутся.
Педагоги – мастера,
Это здесь докажется.Опыт свой представим здесь
И секрет раскроем сам.
Мы расскажем все как есть,
А судить доверим вам.
(На мотив песни А. Апиной “Узелок”.)
2. Итак, уважаемые коллеги, перед вами можно сказать “промелькнули” в считанные минуты два этапа нашего методического урока. Думаю, пора остановиться и дать некоторые комментарии.
Тема, которую мы вам сегодня представляем “Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики”, выбрана мной (Ляпиной О.С.) и моими коллегами Н.И. Варюшиной и Т.А. Романовой неслучайно:
- над этой темой мы начали работу в этом учебном году в рамках ШМО;
- мы работаем в классах по системе Л.В. Занкова;
- педагогический опыт каждого из нас более 25 лет, что позволяет нам не просто давать ученикам определенную сумму знаний, а побуждает к постоянному поиску: как методически грамотно, правильно выстроить урок? Как организовать деятельность детей? Как направить в русло учебного труда природную детскую импульсивность, любознательность, эмоциональность?
Мы хотим познакомить вас с нашими наработками, находками по данной теме и поближе приобщить к педагогической технологии на основе системы эффективных уроков и к технологии проблемного обучения. Соответственно были поставлены цели и задачи: (читаю с доски).
А эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору пусть будут слова поэта Мартынова:
У ночи – мрак,
У листьев – шум,
У ветра – свист,
У капли – дробность,
А у людей – пытливый ум
И жить упорная способность.
3. Каждому учителю хорошо известно, что активизация класса начинается с первых минут урока – с так называемого “оргмомента”. К сожалению, нередко очень много внимания уделяется “внешней” организации: убраны книги или лежат на столах, встали дети для встречи с учителем или нет, закрыли тетради по требованию педагога или проигнорировали это требование и т. п. При этом не просто теряется драгоценное время урока, но и происходит снижение активности класса, школьника отвлекают от содержательной стороны обучения и заставляют присматриваться к организационной. А необходимо просто особо продумать начало урока (т.е. то, что можно назвать “интригующее начало урока, эмоциональная завязка урока”), продумать так, чтобы захватить ребят необычностью, яркостью, удивительностью, что позволит затем удачно организовать процесс учения. Один из способов организации аудитории вы ощутили на себе. Предлагаем вашему вниманию видеоурок: смотрим фрагмент организации класса и …
4. I этап структуры урока объединён в данном случае с этапом … (мотивации учебной деятельности). Согласитесь, пробуждён эмоциональный мотив: мне это интересно! Отсюда – вовлечение в деятельность и как результат этой деятельности – приобретение знаний. Ведь, как точно заметил Луи де Бройль: “Знания – дети удивления и любопытства”. Но дело не только в эмоциональной мотивации. Мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов, которые лежали бы не вне, а в самом процессе познания. Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, что бы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Дети думают, творят, ищут нужные пути решения поставленной задачи. И, когда ребёнку удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает ни с чем не сравнимую радость открытия истины, у него появляется вера в свои силы, развивается “умственный аппетит”, повышается интерес к предмету, к учению. Появляется мотив – мне это надо! Если помните, эмоциональный мотив – мне это интересно! А теперь мотив деятельностный, потребность в самом познании. Вот как это звучит из уст детей. (Видеофрагмент урока: ответы детей на вопрос учителя “Зачем нам нужно это знать?)
“Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра”. (Сенека)
III. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.
- Музыкальная заставка “Счастливый случай”.
- Нас педагогика сдружила всех,
Не раз делили мы на всех успех.
Кое-что вспомнить позволит лучше
Фрагмент игры “Счастливый случай”.
3. Гейм “Заморочки из бочки”.
Каждая команда получает по две “заморочки”, одну минуту на обдумывание вопроса.
(Например, команда получила задание: “сила, побуждающая ученика учиться –…”.(Это мотив). Ответы “разбросаны” на доске, ими можно пользоваться в случае затруднения).
4. Оставшиеся “заморочки” раскрывают понятия: (читаю с доски: например, интеллект, интриговать, мотивация, способности, воображение, мышление, память, восприятие, актуализация, … и познавательные способности). И вновь время на обдумывание 1 минута, дайте формулировку понятия: познавательные способности. (Мнения команд). Каждая команда по-своему в чём-то права и неспроста произошло смешивание понятий – познавательные способности и познавательные процессы.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Познавательные способности – это способности, которые включают в себя сенсорные способности (т.е. восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных – целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.
Тогда как при традиционном обучении, которое можно ещё назвать репродуктивным или сообщающим, ведущими процессами являются лишь восприятие и память. При таком подходе ученик играет лишь “второстепенную роль”: его задача внимательно выслушать учебный материал, прочитать, запомнить и воспроизвести его. Притом чем ближе к тексту выполняет учащийся задание, тем выше оценка его деятельности. Естественно, что развитие школьника осуществляется недостаточно, не формируются навыки самообразования. А в современных условиях, когда изменяются школьные программы, когда внедряются развивающие технологии, происходит увеличение объёма материала и его усложнение. Поэтому учёные, методисты, учителя-новаторы внедряют в школьную практику активные и интенсивные методы обучения, которые принципиально изменяют позицию ученика. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Особое место при этом отводится проблемному обучению, суть которого ярко отражена в словах немецкого педагога А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”. Что же понимается под проблемным обучением? Это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Под учебной проблемой (в свою очередь) понимают задачу, решение которой нельзя получить “по готовому образцу”, на основе уже известных учащимся способов; здесь от решающего требуется проявление самостоятельности и, если хотите, оригинальности в самом подходе к решению. Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен, поскольку дети самостоятельно ищут способ решения проблемы, творчески применяют ранее усвоенные знания и умения, и, кроме того, учатся добывать новые. Суть такого подхода к обучению ярко отражает стихотворение:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицу –
Когда идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что выбрал сам,
Вовек не позабудется.
V. Осмысление знаний.
А сейчас я хочу пригласить вас к дискуссии. Вам предлагается определённая ситуация. Вы познакомитесь с ней и в ходе коллективного обсуждения в группах выразите своё мнение. Но что бы дискуссия удалась, нам бы хотелось услышать мнение консерваторов и их оппонентов – реформаторов. Поэтому внутри каждой группы обсудите двоякий подход к проблеме.
Ситуация 1."Зачем придумывать какие-то особые методы обучения младших школьников, если у детей этого возраста еще не развито в достаточной степени логическое мышление, они не умеют строить гипотезы и отбирать необходимые доказательства. Основные процессы, на которые нужно ориентироваться в обучении, - это восприятие и память: увидел, услышал, почувствовал, запомнил и вспомнил. Учение должно даваться легко, иначе оно никогда не будет приятным и радостным."
Ситуация 2. "Школьник - не только объект влияния учителя, но и субъект своей деятельности. Учиться (так же как одеваться и умываться) - это процесс, направленный на себя: одевать себя... учить себя. Это означает, что школьник должен быть личностно заинтересован в учебной деятельности и главная задача учителя - научить учиться. Сформировать умение и желание учиться нельзя в репродуктивной деятельности, для этого ученик сам должен совершать маленькие "научные открытия". Отсюда ясно, что процесс обучения должен быть основан на мышлении и воображении школьника. Учение не должно быть развлечением. Это серьезный труд, приносящий радость не от легкости, а от преодоления".
Спасибо. Ваши суждения доказательны, прочувствованы, убедительны. Хочу вернуть вас к последним фразам каждого высказывания. В первом говорится: “Учение должно даваться легко, иначе оно никогда не будет приятным и радостным”. А во втором: “Учение – серьёзный труд, приносящий радость не от лёгкости, а от преодоления”. Второе опровергает первое. Согласны? К.Д. Ушинский писал: “Труд – высшая нравственная ценность, которую нельзя купить за всё золото Калифорнии”. Он выступал против “облегчённого”, упрощённого учебного труда. Доступность, по мнению Ушинского, не означает лёгкости обучения. “Лёгких путей в науку нет”. Доступность – это мера трудности, которая не отбивает желания преодолевать возникающие проблемы, а помогает их решать. И пусть поиск будет лёгким или трудным, пусть первые попытки окажутся ошибочными, но процесс поиска и станет процессом мышления. Ведь ещё Г. Лихтенберг утверждал: “Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения”.
3. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию фрагмент групповой работы на уроке: ученики 2 класса будут выполнять привычное задание по теме: “Порядок действий в выражениях со скобками”. (Они знакомы лишь с действиями I ступени). А ученики 3 класса выполнят задание по этой же теме, но они уже знакомы с порядком действий и I и II ступени. Кроме того, они же проверяют правильность работы второклассников, используют сигнальный блок, который мы называем “да – неткой”.
Ваша задача, коллеги, во-первых: проследить динамику работы над темой от класса к классу; во-вторых: понаблюдать за процессом организации поиска решения проблемы.
(Входят дети, выполняют предложенные учителем задания, работая в группах).
(Дети уходят.)
Ребёнок – непризнанный гений средь буднично серых людей.
М. Волошин.
Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо.
Э. Ильенков.
Дети – это чудо света!
Каждый видит это сам.
Причисляю чудо это
К самым необычным чудесам!
Дети увлечены работой, они даже не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
VI. Физпауза.
1. Вы, наверное, устали?
Очень много, отвечали.
Не пора ли отдохнуть?
Поиграть во что-нибудь.
2. Я предлагаю вам универсальную игру для всех "Да - нетку". Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Проводя эту игру, стараемся научить вырабатывать стратегию поиска. Использовать игру можно на любом уроке как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.
Итак, я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это апельсин, он имеет форму шара, и очень любим детьми. Он ваш.)
VII. Обобщение и систематизация знаний.
1.Самостоятельным методом активного обучения, мощным педагогическим средством является ролевая игра. Она предоставляет детям уникальную возможность увидеть мир глазами других людей. В начальной школе выбирают самые простые ролевые игры – имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия. Рассмотрим структуру проведения ролевой игры. (См. таблицу)
Подготовительный этап разработки игры учитель проводит задолго до ее проведения, определяя место урока-игры в системе уроков по данной теме.
Ввод в игру – это постановка проблемы, цели, условие или инструктаж, обсуждение регламента и распределение ролей. При формировании групп не рекомендуется переводить детей из группы в группу часто, поскольку для срабатывания группы нужны минимум 3 – 5 занятий.
Этап проведения.
Работа выполняется самостоятельно, решения задач записываются в листы контрольного исследования. Правило игры – минимальное количество вопросов учителю. В завершении можно организовать мгновенную проверку по эталону, взаимопроверку, выборочную проверку любого задания.
Этап анализа.
– Как вы полагаете, что может послужить выводом из игры? (Слово, музыка, гонг, звук металлофона и т. д.) При оценке работы группы следует подчеркнуть не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость. Но в то же время обобщается уровень знаний и умений, даются рекомендации. Таким образом, в какой бы форме ролевая игра не выступала, она – коллективная деятельность и имеет цель: формирование определенных умений и навыков.
2. Творчество учителя плюс творчество учащихся, воплощенные в общем деле, - это простая и емкая формула нестандартного урока.
Исходя из предложенного и опираясь на собственный опыт, представлю “банк” (панораму) методических идей, используемых мною на практике.
а) “Математический бой” входит в систему проверки знаний учащихся. Закончив изучение темы, предлагаю классу разделиться на две группы и приготовить теоретические и практические задания к пройденной теме. Ценятся трудные, необычно поставленные вопросы и подготовленные задания.
б) Урок зачет. Такой урок строится следующим образом: у доски опрашиваю двух учеников по вопросам и заданиям определенной темы. Эту процедуру повторяет следующая пара, далее класс сдает зачет этим ученикам (ставшим теперь экзаменаторами). Но предварительно обязательно обсуждаются критерии оценок. Подготовка к уроку зачету ведется с 1 класса: самопроверка, взаимопроверка, работа в парах, четверках (главное – учить оценивать себя и товарищей по классу).
в) Состязательный урок. Класс делится на команды, самые знающие – капитаны. Они руководят командой, иногда обращаются к учителю за консультацией. Выполняет задание вся команда, мнение общее, а выражает его кто-то один. Для толковых и знающих ребят – это “звездный час”. Ведь по правилам выступать можно один раз, за дополнение члены другой команды имеют право получить льготный балл.
Описанные выше уроки превращаются в коллективное творческое дело, их необычность стимулирует интерес не только к предмету, но и к личности учителя. Главное достоинство нестандартных уроков – познавательный интерес, вызываемый ими. На таком уроке учитель не рассказывает все до конца, не расставляет все точки над “i”, что-то сознательно опускает, что-то подает фрагментарно. Что это – небрежность? Нет, это осознанный прием, осознанная незавершенность. Это искусство недомолвки, педагогического подтекста, обращенных к творческой потенции ученика, рассчитанных на активизацию всего психического аппарата ребенка – мышления, чувств, памяти, воображения, воли.
Таким образом, нетрадиционные типы уроков заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
VIII. Итог урока.
1. Наш методический урок мы попытались построить также нестандартно. Но любой урок требует подведения итогов. У вас на столе лежат анкеты. В них по порядку записаны вопросы, которые освещались сегодня. Я прошу вас заполнить анкету и оценить собственную работу по теме нашего урока.
Если вы набрали максимальное количество баллов или близки к ним – это значит, что вы близки нам по духу, ваша работа заслуживает внимания, она может быть обобщена, и вы можете поделиться с коллегами своим опытом. Если баллов пока не хватило, не стоит огорчаться, мобилизуйтесь в овладении методами активного обучения, и у вас все получится.
2. Не ожидали вы звонок? Напрасно.
Урок окончен. Это ясно.
Ведь подведен уже итог,
И тем закончился б урок,
Когда б еще не пара строк
О пожелании удачи.
Но строк не пара, а чуть больше и принадлежат они перу Р.Рождественского.
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.