Как много песен у любви!
Есть песни у надежды, у отваги,
У радости – их только позови!
У мужества высокого, как флаги!
Есть песни горя, лад у них особый…
Все чувства можно песнями излить.
А вот у подлости и злобы нет песен
И не может быть!
Л. Татьяничева
Звучит песня “Отговорила роща золотая” (стихи С.Есенина)
Кубань – песенный край. Кубанцы любят и умеют петь. Но особенно повезло нам в те два с лишним десятилетия, когда рядом с нами жил на кубанской земле великий русский композитор-песенник Григорий Пономаренко. (Рисунок 1). “Композиторов у нас много, а народных среди них – единицы…” Эта строчка взята из начала поэтически каким-то автором осмысленной и переложенной для кубанцев биографии Григория Фёдоровича Пономаренко. Великого композитора, народного артиста СССР, много лет дарившего своё творчество жителям казачьего края, почувствовавшего особенности наших душ и выразившего наши искания, любовь и печали в своей музыке. Да так талантливо, что его произведения становились любы кубанцам с первого аккорда, его песни подхватывались с первого исполнения и потом звучали раз за разом – и многие думали, что их сочинил сам народ. Десятки его удивительно мелодичных, чарующих душу песен и сегодня помнят и поют на Кубани и в России, они стали народными в высшем смысле этого слова.
Рисунок 1
Пономаренко Г.Ф. родился 2 февраля 1921 года в селе Моровск Черниговской области в крестьянской семье. Отец его, Федор Пономаренко, слыл грамотеем в селе, что являлось причиной большого к нему уважения не только односельчан, но и жителей прилегающей округи. Оксана Назаровна, мать будущего композитора, как и многие крестьянки той тяжелой поры, грамотой не владела. От зари до зари трудилась, поднимала, как могла своих сыновей
Первым учителем музыки для одарённого мальчика стал его дядя Максим Терентьевич Пономаренко, известный на Украине мастер народных инструментов, гармошечник и баянист. На всю дальнейшую судьбу Гриши Максим Терентьевич оказал огромное влияние. Простой, малограмотный крестьянин – у него было доброе сердце, он научил мальчика играть на гармони, и вскоре не было в селе людей более уважаемых, чем Гриць-гармонист и его дядя Максим. Без них не обходилось ни одно торжество в селе, ни одно радостное событие. Приглашениям поиграть не было конца. Какой же праздник без музыки!
Я Водолей по гороскопу
И от воды рос в корешок.
Никто не скажет, что высокий,
Скорей всего, я – колобок!
Катился в детстве по дорогам.
И никому ведь невдомёк,
Что всю Россию и Европу
Прошел я вдоль и поперёк.
Такой уж у меня характер:
Во всё влезать, во всё вникать.
Душа моя – вулкана кратер,
А в голове симфоний пять…
А как играл я на баяне!
Сызмальства чудеса творил:
На лавку сяду рядом с дядей –
Один лишь чубчик виден был.
Когда дядя Максим уехал жить в город, то и Григория забрал к себе, так как в доме появилась мачеха, и положение мальчика стало невыносимым. А в семье дяди, жившей в согласии, Гриша обрел свой настоящий дом. Добрая и внимательная тетя Маруся все тепло души отдавала ему. Учился мальчик хорошо, особенно любил рисование. А уж о школьных музыкальных олимпиадах и говорить не приходилось: лучше баяниста не было!
Звучит песня “Гармоника, гармоника” (стихи А.Блока)
Вскоре Григорий стал брать уроки баяна у популярного в Запорожье профессионального баяниста Александра Кинебаса. Занимался Гриша увлеченно, и каждый урок становился для него открытием. Схватывал все на лету и впитывал как губка. Учеба давалась легко. Было достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение. В 1937г. Максим Терентьевич вручил племяннику новенький баян с перламутровыми цветами, с тем удивительным завораживающим голосом, что с годами звучал всё ярче. С этим баяном Пономаренко и отправился “в люди”, на заработки. Когда Григорий Фёдорович станет известным композитором, появятся у него и другие инструменты, но дядин баян будет всегда особенным, любимым. По рекомендации учителя Гриша работает баянистом в городском Доме пионеров. Заработок оказался довольно приличным. Затем последовала работа в Доме культуры Днепрогэса, где молодой баянист играл перед началом очередного киносеанса. В возрасте 17 лет Григорий Пономаренко был принят в ансамбль песни и пляски пограничных войск Украины
Ансамбль много концертировал, в основном на западных рубежах нашей страны, часто возвращаясь в Киев, где Григорию удавалось работу совмещать с учебой в консерватории у профессора А.Магдика. Но через год тучи фашизма сгустились над Европой. Ансамбль погранвойск был переведен ближе к границе – во Львов. Занятия в консерватории пришлось отложить до лучших времен. Однако творческая учеба, продолжавшаяся наряду с интенсивной концертной деятельностью коллектива, не прекращалась ни на один день. Рядом всегда были коллеги – музыканты, у которых было чему поучиться. К этому времени и относятся его первые опыты, робкие шаги в создании собственных песен. 22 июня 1941г. Григорий Фёдорович встретил на заставе. Ансамбль давал концерт, ставший для артистов боевым крещением.
В годы Великой Отечественной войны Григорий Пономаренко продолжал служить в качестве баяниста в военном ансамбле. Война внесла свои коррективы в концертные программы той поры. Потребовались срочно песни на злобу дня, которые и стал писать для своего коллектива начинающий композитор. Их названия говорят сами за себя: “Кровь за кровь, смерть за смерть!”, “Бей фашистов!”, “Песня о Буденном” и т.д. Сослуживцам нравились песни Пономаренко, они всячески старались создать ему условия для работы. Григория частенько подменяли в нарядах, а он мог сутками сидеть с баяном в руках, колдуя над нотной тетрадкой.
Нелегкими были фронтовые дороги. Многое увиденное и пережитое тогда выплескивалось у Пономаренко в его песни. Потом, много лет спустя, зрелый мастер в своем творчестве не раз будет возвращаться к теме войны. Люди услышат и полюбят его песни “Снег седины”, “Волгоградскую березку”, “Русских матерей”, “Не будите, журавли, вдов России”. Живя уже в Краснодаре, Пономаренко как-то получил письмо из небольшого городка Славянска-на-Кубани. В нем известному композитору рассказали о нелегкой судьбе поэтессы Татьяны Голуб, которая, несмотря на многолетний недуг, приковавший её к постели, находила в себе силы писать хорошие стихи. К письму прилагалось несколько стихотворений, из которых внимание Григория Пономаренко привлекло с такими строками:
Разлилась заря вдали
Алым светом.
Крик роняют журавли
В бабье лето.
Ах, Журавки, в сентябре
Не кричите,
Вдов солдатских на заре
Не будите…
Звучит песня “Не будите, журавли, вдов России” (слова Т.Голуб).
Фрагмент видео-выступления Кубанского казачьего хора.
Вы заметили, что песня, написанная о войне, звучит не совсем обычно, не набатным призывом, но насыщена тихой лирической задушевностью и глубиной сдержанного трагизма, что вовсе не уменьшает её жизненности и силы воздействия на слушателей. Следует отметить особое предпочтение, которое отдает композитор образу русской женщины, сумевшей на своих плечах вынести все тяготы военных лет.
Война закончилась, но в военном ансамбле Григорий Пономаренко продолжал службу до 1948 года. А в 1950 году его пригласили Москву, в народный оркестр имени Осипова. Работая в оркестре, музыкант постигал искусство русской классики и народную музыку, изучал оркестровку, сам много писал, причём, не только песни, но и крупные произведения для оркестра русских народных инструментов.
Творчество Пономаренко постепенно получало широкий резонанс. Его произведения стали публиковать московские издательства, их охотно исполняли в концертах.
С большой силой расцвел талант композитора в годы работы в Волжском русском народном хоре, в котором с первых дней его организации в 1952 году работал музыкальным руководителем (Рисунок 2, 3). Большую роль в творческом становлении молодого композитора сыграл художественный руководитель хора, выдающийся знаток русского фольклора П.М.Милославов. Творческая дружба Г. Пономаренко с известным поэтом Виктором Боковым не только рождает прекрасные песни, но и вводит композитора в круг лучших исполнителей русской песни Л.Зыкиной, О.Воронец, А.Стрельченко и других. Песни Г.Пономаренко в их исполнении скоро стали известны всей стране - теплые, искренние, простые, они были близки каждому человеку.
Рисунок 2
Рисунок 3
Словно из рога изобилия, одна за другой, “сыпались” в народ его добрые, задушевные песни. Известная певица Людмила Зыкина так писала о творчестве Пономаренко: “Сила и обаяние песен Пономаренко состоит в том, что они не придуманы, они – само естество. В них сама жизнь. Вслушайтесь – и перед вами задымятся далекие вечерние закаты Украины, белозубой улыбкой сверкнёт девчонка, заплещется Волга, зазвенят свадебные колокольчики, загрустят о чем-то своем тополя, зашумит зеленой листвой берёзка на Мамаевом кургане, будет отговаривать золотая есенинская роща… И во всем этом он – истинно народный композитор”.
Трудно назвать имя другого композитора, чья музыка на стихи великого русского поэта Сергея Есенина получила бы такое признание, как песенный цикл Пономаренко. Лиричность дарования Пономаренко хорошо уживается с лиричностью стихов С. Есенина. Любовь к Родине у Есенина неразрывно связана с любовью к песне. С. Коненков сказал о С. Есенине: “Он был великим патриотом и звонкозвучным певцом народа”. Быть может, мелодии композитора слишком минорны, но это было в поэте – певце русской природы.
Звучит песня на стихи С. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу”.
Пономаренко раскрыл перед нами грустного Есенина и убедил нас, что Есенин именно таков. Он подошел к его поэзии бережно, любовно, восторженно преклоняясь перед яркостью и языческой первозданностью есенинских образов.
Чтобы почувствовать и ощутить певучесть, красоту и простоту музыки Г.Ф. Пономаренко, предлагаю вам попробовать спеть эту песню. Текст у вас есть (листочки с текстом песни приготовлены заранее), а мелодию пропеть нам будет легко.
Учащиеся исполняют песню под минусовую фонограмму.
Звучит песня “Кубань, Кубань”.
О Кубани – этом благодатном крае российском, что раскинулся в предгорьях Кавказа, к которому прильнули два южных моря – Чёрное и Азовское, Пономаренко был наслышан давно. В 1972 году знаменитого композитора пригласили побывать на Кубани. Вот как описывал свои первые впечатления о встрече с Кубанью сам композитор: “В пути обратил внимание, что чем ближе я приближался к югу, тем чаще стали вдоль автотрассы появляться красавцы – пирамидальные тополя, которые напоминали мне Украину. В общем, человек я не сентиментальный, но когда пересёк границу Краснодарского края, то не удержался, вышел из машины, опустился перед зелёными исполинами на колени и сказал им и всей необъятной степи: “Здравствуй, Кубань! Здравствуй, тополиный край!” То были первые слова, произнесённые мною на кубанской земле и вскоре зазвучавшие в песне”.
Звучит песня “Тополя” (слова Г.Колесникова)
На кубанской земле любимому народному композитору оказали всяческое внимание и заботу. Григорий Пономаренко принял решение навсегда связать свою судьбу с полюбившимся ему краем. Переехав на Кубань, Г.Ф.Пономаренко внимательно изучал народное искусство, старинные казачьи напевы. Он побывал едва ли не во всех уголках края, выступал с творческими отчётами и никогда не упускал случая послушать народный хор или талантливого исполнителя. В поэтических сборниках, подаренных композитору кубанскими поэтами И.Вараввой, С.Хохловым, К.Обойщиковым, Пономаренко обнаружил немало стихов, которые были созвучны его собственным мыслям, вскоре ставших песнями – “Казак ехал за Кубань”, “Ой, станица, родная станица”, “Краснодарская весна”, “Кубаночка”, “Хутора” и другие. (Рисунок 4).
Рисунок 4
Звучит песня “Кубаночка”.
Более 200 песен написано Пономаренко о Кубани. Все на Кубани знают величальную песню Краснодару: “У реки Кубани стал казак на камень: здесь нам, братцы, город начинать!”. Прожив несколько лет в казачьем крае, как-то после одного из концертов композитору приятно было услышать в свой адрес от не лишённого юмора казака: “Цей Гришка ужэ нэ москаль! Вин наш козак и писни его наши!” Так оно и было. На Кубани подхватили многие его песни. Живя думами и чаяниями земляков, Пономаренко в своих песнях стремился запечатлеть то, что постоянно волнует людей, что им всегда дорого и свято. Несколько ярких сочинений композитором создано в предверии 200-летия основания Краснодара. Одним из его соавторов стал известный русский поэт Николай Доризо. Это они придумали вместе такую великолепную песню, которую назвали “Краснодарская улица Красная”.
Звучит песня “Краснодарская улица Красная”.
(Рисунок 5). Из воспоминаний Григория Пономаренко: “Много, ой, как много написано песен на благодатной кубанской земле! И почти все они впервые были исполнены человеком, с которым все эти годы мы вместе шагаем по жизни. Трудно сказать, как сложилась бы моя дальнейшая творческая судьба, не будь той счастливой встречи с истинной казачкой, женщиной доброй и вместе с тем решительной – Вероникой Журавлёвой (Рисунок 6, 7). Она является незаменимым пропагандистом моего песенного творчества, умеет сделать всё так, чтобы мое главное жизненное дело – композиторское творчество, всегда было на переднем плане моих повседневных забот. И в том, что за последние годы мною написано немало полюбившихся людям песен, огромная заслуга Вероники Журавлёвой”. Она, в свою очередь, вспоминала: “Кубань он любил нежно, трепетно. Она так напоминала ему родину – Украину. “Здравствуй, наша Кубань!”, - это была первая песня написанная здесь. Как лихо, красиво пел её тогда Кубанский казачий хор. Потом были “Ой, лиманы мои”, “Хутора”, “Кубанское море”, “Ехал казак за Кубань”, “Соловей на веточке”, “Кубаночка”, “Тополя”. А сколько написано песен о Краснодаре!” Но музыкальное наследие Пономаренко – это не только песни, но и оперетты, симфонический концерт, оратория “Всеношное бдение”, оперетта “Лебединая верность”. Здесь, на Кубани, он распел Александра Блока.
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Свое шестидесятилетие композитор встретил большими творческими свершениями. В Краснодаре и Москве был издан ряд сборников его новых песен, а Всесоюзная фирма грамзаписи осуществила выпуск нескольких дисков с записями произведений Пономаренко. Его новыми сочинениями пополнили репертуар профессиональные и любительские коллективы страны.
В сентябре 1990 года Григорий Пономаренко завершил работу над крупным музыкальным произведением в жанре духовной церковной музыки – литургией “Всенощное бдение”. Он передал ее для разучивания замечательному хоровому дирижеру Вячеславу Яковлеву, который возглавлял Краснодарский камерный хор. В 1991 году “Всенощное бдение” Г.Пономаренко было дважды исполнено в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, а также записано на Всесоюзном радио. Григорий Федорович был окрылён созданием этого монументального произведения, звучавшего в концертном исполнении один час пятнадцать минут. Даже серьезно заболев и надолго попав в одну из краснодарских клиник, Пономаренко сутками слушал запись литургии. Слушал, и к нему постепенно возвращались силы и здоровье.
Звучит фрагмент литургии “Богородице Дево, радуйся”.
К Её иконе в час молитвы,
Из грешных кто не припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, -
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.И утолив мирян печали
Святою мерою сполна,
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
В. Чуприна
Можно только удивляться творческому вдохновению и творческой силе этого человека. Его выразительного таланта хватило и на раздольные волжские песни, и на песни северных снегов, и, конечно же, на песни кубанских пшеничных и полынных равнин. Во многих произведениях Пономаренко присутствует образ России. Но недостаточно просто написать музыку на стихи, где есть слово Россия, чтобы люди почувствовали силу и величие этого образа. Песни Григория Пономаренко такие, как он сам – искренние, откровенные, правдивые. Они написаны сердцем и душой, написаны человеком, который умел любить по-настоящему и ценить жизнь.
Звучит песня “Звезды России” (слова П.Леонидова).
Того, что сделано Г.Ф.Пономаренко для развития русской песни за несколько десятилетий, той славы другому автору хватило бы для почивания на лаврах на всю жизнь. Но он постоянно находился во власти своей творческой страсти и вдохновения. Он словно состоял из певучих песенных мелодий, которые лились из его сердца. Об этом свидетельствует его неиссякаемая работоспособность и в зрелом возрасте. Он писал очень много, до последнего дня своей жизни, которая оборвалась 7 января 1996 года.
Песенное творчество композитора пользуется большой популярностью не только у нас в стране. В Англии, США, Японии, Италии и во многих других странах грамзаписи его произведений издаются большими тиражами.
А в нашей стране песни Григория Федоровича давно стали родными для разных поколений людей. Какое счастье, какая бесценная награда автору, когда его произведения являются неотъемлемой частью жизни великого народа!
Прекрасные песни, музыка к кинофильмам, спектаклям, оперетты - всё это создано замечательным композитором здесь, на Кубани.
Трагическая смерть Г.Пономаренко потрясла не только кубанцев, но и всю Россию. Память об этом удивительном человеке будет жива в наших сердцах. “Григорий Фёдорович – истинный талант, глубоко национальный русский композитор. Его имя никогда не будет забыто Россией. Хочется сказать “спасибо” Григорию Фёдоровичу от всего народа за его высокий, Богом данный композиторский талант”. (В.Г.Захарченко) Народный артист СССР Г.Ф.Пономаренко был поистине народным кумиром. У памятника любимому композитору в Краснодаре всегда живые цветы (Рисунок 8).
Рисунок 8
Сплошных огней несутся реки
В неописуемой красе,
Где бронзовый Пономаренко
У филармонии присел.
И говорят, в минуты скуки,
Когда все люди спать идут,
Баян вздохнет,
И песен звуки
По Красной улице плывут.
Кронид Обойщиков.
Звучит песня “Я обязательно вернусь” (стихи А.Блока)
(Рисунок 9).
Рисунок 9
См. приложение.