Интегрированный урок (музыка + окружающий мир) по теме "Звуки музыки и окружающего мира" (1-й класс)

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 1


Ход урока.

1.Организационный момент:

Вход учащихся под музыку песни И.О. Дунаевского “Песня о весёлом ветре” из кинофильма “Дети капитана Гранта”

2.Приветствие: Дети встают возле своих мест и здороваются с учителями и гостями

Учитель музыки: - Здравствуйте, ребята!

Дети исполняют: - Здравствуйте, здравствуйте, все!

3. По сигналу: “Доминанта, тоника” дети садятся на свои места и проверяют осанку.

4.  Гимнастика для язычка (проводит учитель музыки)

  • провести язычком внутри губ;
  • покусать кончик языка;
  • покусать левый, затем правый бочок языка;
  • “трубочка”, “лопаточка”;
  • “перевёртыш”;
  • “дразнилка”;
  • проглотить слюнку.

5. Исполнение - приветствие под руководством учителя музыки “Музыка, здравствуй!”

6. Учитель задает загадки:

а) В школе слышен топот ног, то зовёт всех в класс…(звонок).
б) Слышать милой мамы песню, та, что греет наши души, помогают всем нам …(уши).

Задание: Подумайте, как связаны между собой слова – отгадки? (Ответы детей с места)

Обобщение: Наши уши помогают услышать громкий звук звонка. Этот звук бежит невидимой волной, а наши чудесные приборы - уши улавливают эту волну. Кто – же догадался: о чём будем говорить на уроке?

Дети высказывают свои предположения.

7. Чтение темы урока на доске вместе с учителем и постановка учебной задачи:

- Сегодня мы будем говорить о звуках музыкальных и звуках, которыми наполнен окружающий мир; будем слушать и изображать различные звуки.

8.Работа с учебником “Мир вокруг нас”, А.А.Плешаков (часть 2, страницы 28 – 29)

-Откройте учебник на странице 28 и посмотрите, какие предметы могут издавать звуки?

Ответы учащихся: это различные предметы: животные, насекомые, птицы и другие предметы

Учитель: - А какие звуки мы могли бы услышать с этих страниц? Ответы учащихся.

- Назовите предметы, которые издают звонкие звуки? Ответы учащихся: трамвай, колокол, звонок.

-А жужжащие звуки? Дети: комар, оса…

-Рычащие звуки? Дети: тигр…

Обобщение: Разные предметы издают различные звуки. Эти звуки можно изобразить голосом, музыкальными инструментами.

Закрыли учебники, руки положили на парту, выпрямили спинки, лопаточки отвели назад. Сидим прямо, молодцы!

9.Учитель читает четверостишие:

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в твоё окно стучится,
Повсюду музыка слышна…

10. Музыкальная загадка: (под руководством учителя музыки)

Исполнение: “Едет, едет паровоз…” на “погремушках”.

-Гости догадались, что мы исполнили? Ответ гостей.

-А сейчас исполним эту песню со словами:

“ Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колёс,
Две трубы, сто колёс,
Машинистом рыжий пёс”

Дети ставят “погремушки” и по сигналу “Доминанта, тоника” садятся.

11.Учитель музыки благодарит гостей и учащихся; задает вопросы- загадки ребятам:

а) Что использует художник, создавая свой пейзаж?

Краски, кисточки, палитру и, конечно…(карандаш).

б) Ну, а если композитор, вдруг захочет сочинять,

Чем тогда он шум прибоя будет нам изображать?

Что тогда возьмёт он в руки? Догадались? Это…(звуки).

- Ребята! А кто такой композитор? Чем он занимается? Ответы учащихся: сочиняет музыку.

Учитель музыки: А помогают ему в этом звуки окружающего нас мира. Музыка рождается из тишины, давайте её послушаем. Раз, два, три! Руки, ноги – всё замри, тишина скорей приди! Слушаем тишину!..

И вдруг в тишине что-то застучало (включить запись Стук дятла)

-Кто бы мог так стучать? Дети узнают дятла.

-Скажите – это музыкальный звук? Дети: нет.

- А кто нужен для того, чтобы сделать его музыкальным? Дети: композитор.

- Этот стук помог композитору, и получилась “Песенка дятла”.

Учитель музыки исполняет песню, а второй учитель постукивает по коробочке.

“Тук – тук, что за стук?
Это дятел, он – наш друг.
Он работает весь год,
Лес от порчи бережёт”.

12.Учитель музыки разучивает с ребятами песенку, ученики хлопками передают стук дятла.

Обобщение: Только звуки, созданные композитором, сыгранные на инструменте или спетые голосом, становятся музыкальными.

13.Учитель: - Дятел лесу помогает, а мы поможем друг другу отдохнуть, сделаем массаж.

Массаж: “паровозиком”. Дети встают, поворачиваются направо. Обыгрывается песенка - загадка: “Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…”

1 куплет – разминаем пальчиками плечи впереди стоящему человеку, поворачиваемся;
2 куплет – постукивание ребром ладони, поворачиваемся,
3 куплет – пощипывание сверху - вниз, поворачиваемся,

Припев – поглаживание, растирание, хлопки в ладошки.

14.Учитель: - А какой музыкальный инструмент вы сейчас использовали, когда исполняли песенку? Дети: голос.

- Голос – это тоже музыкальный инструмент. Он помогает исполнять песенки и изображать звуки, которые издают животные.

Приглашаем всех на танцевальную переменку: “Танцуй сидя”, где мы голосом изобразим некоторых животных, а заодно и разомнёмся.

15.Танцевальная пауза.

16.Учитель: Голос – это тонкий инструмент, который нуждается в бережном отношении. Если его не беречь, кричать, есть мороженное после горячего чая, то может получиться, как в песенке про мальчика, который не берёг свой голос. Сейчас Ольга Борисовна споёт вам эту поучительную историю.

17.Учитель музыки исполняет “ Песенку про голос”.

 - Так что же мальчик делал неправильно? Ответы детей.

- А как вы поняли наши советы, мы закрепим в памятке - попевке:

“Я здоровье берегу, я без крика петь могу”. Пропеть в разных тональностях.

-А что ещё надо знать и уметь, чтобы правильно петь? Дети отвечают: правильно сидеть, правильно пользоваться дыханием.

18.Учитель музыки предлагает выполнить учащимся дыхательную гимнастику:

1.“Чистим носики”:

  • вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза;
  • зажимаем сначала правую ноздрю, затем левую, вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза,

2.“Греем ладошки”:

Выдох воздуха на ладошки, широко раскрыв рот, 5раз;

3.“Пёрышко”:

дуем медленно и осторожно на ладошки, вытянув губы трубочкой, чтобы не сдуть пёрышко с ладошки, 5раз;

4.“Паровозик”:

звук “У-у-у” на медленном выдохе, “Кто дальше уедет?”;

5.“Ныряем”:

задержка дыхания на счёт до “10”;

6.Спокойный вдох и выдох.

- Сели прямо, выпрямили спинки, подняли головки, отвели назад лопаточки. Молодцы! Все сидите прямо, красиво. Дыхание подготовили, теперь исполним песенку “Петь приятно и удобно”.

Вывод: - Какие звуки передавать голосом сложнее: музыкальные или окружающего мира и почему? Ответы детей.

19.Учитель: Иногда звук добегает до какого-нибудь препятствия: до горы, до леса, стены дома и, натолкнувшись на него, возвращается обратно. Тогда мы слышим эхо.

-Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо). Поиграем с вами в игру “Эхо”. Вы будете дружно повторять последние слоги слов.

Игра “Эхо”:

Собирайся, детвора!…Ра, ра!
Начинается игра!…Ра, ра!
Да, ладошек не жалей!…Лей, лей!
Бей в ладоши веселей!…Лей, лей!
Сколько времени сейчас!…Час, час!
Сколько будет через час!…Час, Час!
И неправда, будет два!…Ва, ва!
Дремлет ваша голова!…Ва, ва!
Как поёт в селе петух?…Ух, ух!
Да не филин, а петух!…Ух, ух!
Вы уверены, что так?…Так, так!
А на самом деле как?…Как, как!
Это ухо или нос?…Нос, нос!
Или, может, сена воз?…Воз, воз!
Это локоть или глаз?…Глаз, глаз!
А вот что это у нас?…Нас, нас!
Вы хорошие всегда?…Да, да!
Или только иногда?…Да, да!
Вы устали отвечать?.. Чать, чать!
Попрошу вас по – мол – чать!
Тихо сесть и не кричать!

Учитель: - Какие же чудесные приборы улавливают звуки? (уши).

-Внутри наше ухо устроено очень сложно. Это тонкий прибор, он боится шума и резких громких звуков. Берегите свои уши, выполняйте массаж.

Проводится массаж ушных раковин.

20.Учитель музыки: Чтобы быть здоровыми, надо ещё правильно мыслить. Пожелаем гостям и друг другу здоровья, и споём нашу “Формулу утверждения позитивных мыслей”. Прошу всех тихо встать.

Учитель музыки садится за инструмент, все дружно поют:

“Нашему здоровью – да, да, да!
Нашим беспокойствам – нет, нет, нет!
Нашему покою – да, да, да!
Всем нашим тревогам – нет, нет, нет!

Вере в наши силы – да, да, да!
Плохим и мрачным мыслям – нет, нет, нет!
Радость в настоящем – да, да, да!
Страхам перед будущим – нет, нет, нет!

Теплоте, сердечности – да, да, да!
Бездушию и хамству – нет, нет, нет!
Смелости, задору – да, да, да!
Бездействию и лени – нет, нет, нет!

21.Итог урока:

- Любой ли предмет может издавать звуки?

- Какие звуки сложнее передавать? (музыкальные).

- Кто был доволен своей работой на уроке? У кого всё получилось?

Все вы - мо – лод – цы! Работали дружно, активно, были внимательны и отвечали правильно!

Прощаемся с Феей музыки и гостями.

Дети поют: “До свидания, музыка!”

Выход из класса под музыку И.О.Дунаевского “Песня о весёлом ветре” из кинофильма “Дети капитана Гранта