Цель: научить изменять имена прилагательные по родам.
Задачи:
- способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке;
- добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания прилагательных при изменении их рода;
- развивать речь, внимание, наблюдательность, познавательную активность;
- прививать любовь к родному языку, культуре; воспитывать творчески активную личность.
Ход урока
Оргмомент
СЛАЙД
Звучит русская плясовая. (Музыка затихает).
– Здравствуйте, ребята. Пришла я к вам на урок не с пустыми руками, а принесла туесок.
– Как выдумаете, чем он может быть наполнен?
– Открою вам тайну этого туеска.
– Он наполнен игрушками! Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер.
– Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что, как и сам туесок, они придуманы и созданы руками русских народных мастеров.
– Откроем туесок!
– Какая игрушка находится в туеске, вы узнаете, отгадав загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)
– А что вы знаете о матрёшке?
Матрешка – деревянная ярко разрисованная русская игрушка, которая стала символом нашей страны. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке» : все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные во многих странах мира. Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Вы хотите узнать почему её так назвали? Самым распространенным на Руси именем было Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. В основе этого имени латинское слово “матерь” – мать. И сегодня матрешка остается символом материнства. СЛАЙД
Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.
– Скажите, а какой же частью речи является слово-отгадка? (Имя существительное)
– Что такое имя существительное?
– Прочитайте слова, которые записаны на доске (расписная, яркий, чудесное, красивая, привлекательный, нарядная, забавное, весёлая).
– Что их объединяет?
– К какой части речи относятся слова?
– Что такое имя прилагательное?
– Давайте охарактеризуйте матрёшку, используя данные прилагательные.
– Почему вы выбрали именно эти прилагательные?
– Как вы думаете, в каком роде употреблены данные прилагательные?
– Почему вы не выбрали оставшиеся прилагательные для описания матрёшки? - От какой части речи зависит род имён прилагательных?
– Можно ли оставшиеся прилагательные употребить для описания матрёшки?
– Что для этого нужно с ними сделать?
– Это и есть тема нашего урока. Прочитайте, пожалуйста. СЛАЙД
– Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена прилагательные по родам.
Изучение нового материала
– Измените род оставшихся прилагательных, чтобы их можно было использовать для описания матрёшки. Задайте вопрос от существительного.
– Чтобы убедиться, правильно ли мы рассуждаем, давайте обратимся к учебнику стр.42. Прочитайте правило.
– Верны были наши рассуждения?
Закрепление материала
Работа в тетради
СЛАЙД
– Перед вами слова. Прочитайте.
Деревянная Доброе Румяное Весёлое Синие Нарядный Яркий Цветастая
– На какие три группы можно распределить прилагательные?
– По какому признаку их можно распределить? (По родам)
– Выделим прилагательные в м.р., в ж.р., в ср.р.
Работа на интерактивной доске (Дети по-очереди распределяют слова в столбики)
– Какое слово оказалось «лишним»?
– Почему это слово вы не включили ни в один столбик?
– А почему?
– Можно ли определить род у прилагательных во множественном числе?
– Какой следует вывод?
– Во множественном числе у прилагательных по род не определятся.
Физминутка
(музыкальное сопровождении + картинка-заставка)
СЛАЙД – А сейчас на минутку представьте себя матрёшками, повторяйте за мной движения и слово «ладушки».
Работа с деформированным предложением:
СЛАЙДНа стОит стОле (распИсной) матрёшка
– Составьте предложение, используя все слова, употребите прилагательное в нужном роде.
(Дети устно составляют предложение, заслушиваются варианты ответов.)
– В каком роде вы употребили прилагательное?
– Объясните выделенные орфограммы.
– Запишите предложение в тетрадь с новой строки. СЛАЙД (На столе стоит расписная матрёшка.)
– Найдите подлежащее и сказуемое, прилагательное подчеркните волнистой линией.
– Ребята, что означает слово расписная ?
– Вы правильно сказали. Имена прилагательные тоже украшают нашу речь: они делают её выразительной, точной, образной, красочной, яркой.
Работа с текстом
– Перед вами лежат тексты о нашей сегодняшней гостье-матрёшке.
– Прочитайте его.
– Чтобы текст получился более ярким и выразительным, запишите на месте пропусков прилагательные в нужном роде. У кого возникнут затруднения, можете использовать слова, которые вы записали в столбики.
Текст: Матрёшка – это …(деревянная ) кукла. У матрёшки …(румяное) лицо, …(чёрные) брови. На ней … (яркий) сарафан и … (цветастая) косынка.
– Прочитайте текст, который у вас получился. (Дети читают текст, называют имена прилагательные, объясняют род прилагательных).
Виртуальная выставка матрёшек
– Существует множество видов матрешек. Чтобы в этом убедиться, я приглашаю вас на ВЫСТАВКУ МАТРЁШЕК. СЛАЙД
– Ребята, посмотрите, какое разнообразие красок. Все матрёшки такие яркие, праздничные, загадочные. Полюбуйтесь красотой нарядов русских красавиц.
– Неправда ли – просто чудо!
Творческая работа в группах
– Подобное чудо вы можете сотворить своими руками - здесь и сейчас. Я предлагаю вам поработать в группах.
– Вам нужно украсить сарафан матрёшки, выполнив аппликацию из цветов.
– У каждого на столе жетон с номером группы, в которой вы будете работать. Посмотрите и подойдите к соответствующему столу. СЛАЙД
(Дети работают группах под музыкальное сопровождение)
– Чтобы матрёшка получилась яркой и выразительной, вы должны работать дружно и слаженно.
– Давайте посмотрим, какие замечательные матрёшки получились у каждой группы.
Подойдите по одному представителю от группы.
– Эта матрёшка называется Семеновская, эта Загорская, а эта Полховская, Вятская .Все они разные, потому что родились в разных селениях нашей необъятной Родины. Друг от друга они отличаются росписью. Подробнее о каждом виде росписи матрёшек, вы узнаете на уроках ИЗО.
Но ваши матрёшки непростые. У каждой есть конверт, с вложенным в него заданием.
– Забирайте задание и возвращайтесь в свою группу выполнять .
Задание
1. Поставьте прилагательные в нужном роде: УРОК интересный яркий творческий |
2. Поставьте прилагательные в нужном роде: НАСТРОЕНИЕ хороший прекрасный чудесный |
3. Поставьте прилагательные в нужном роде: УЧЕНИКИ активный умный способный |
4. Поставьте прилагательные в нужном роде: УЧИТЕЛЬ добрый весёлый мудрый |
Проверка задания
– Зачитайте, что у вас получилось.
– А сейчас я прошу вернуться к своей парте.
Домашнее задание
Изменить любые 4 прилагательные по родам, записав их в три столбика.– Урок я хочу закончить пожеланием:
Презентация.Я желаю вам быть
Мудрыми
Аккуратными
Творческими
Работоспособными
Естественными
иногда
Шаловливыми
Культурными
Активными в жизни.