Уроки-диспуты – это тип урока, олицетворяющий собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признания важности и полезности обсуждений.
Диспут – это спор, полемика. Если в какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута.
Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи.
Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях.
Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его.
В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.
В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.
В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Уроки-диспуты только еще входят в практику школ. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло.
Диспут «Молодежь: до и сейчас»
- Подготовка к диспуту
- Определить участников диспута: пригласить родителей, выпускников школы, учителей, обучающихся
- Подготовить вступительное слово
- Приготовить презентацию
- Оформить кабинет
- Провести анкетирование по классам с вопросом «Что было в молодости ваших родителей знаменательного, были ли они комсомольцами?»
- Выбрать экспертов
- Составить вопросы для проведения диспута
- Ведущий – классный руководитель Раужина Татьяна Игоревна
- Диспут.
Диспут начинает Сидорко Олеся. Президент РФ Д. Медведев подписал указ о проведении в России в 2009 году Года молодежи. Соответствующий указ опубликован в понедельник, 22 сентября, 2009 года на сайте президента РФ.
Как отмечается в указе, целью проведения Года молодежи является «развитие творческого, научного, профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности у молодых людей»
Д. Медведев поручил правительству РФ образовать организационный комитет по проведению в России Года молодежи и утвердить план основных мероприятий.
Отметим, что предложение объявить 2009 год Годом молодежи выдвинула бывшая гимнастка и депутат Госдумы РФ Алина Кабаева
3 этапа:
- 1 этап 2009–2010 – формирование ядра
- 2 этап 2010–2015 – профессионалы
- 3 этап 2015–2020
Слова ведущего. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о молодежи. Главные участники: учащиеся, учителя, родители, выпускники школы. Условно разделим их на «молодежь до» и «молодежь после». В зале справа за столами сидит команда «Молодежь до», а слева команда «Молодежь после». (каждый участник сам определил к какой команде он относится)
Я буду задавать вопросы найдите аргументы и доводы в пользу или против.
Эксперты – определяют, чьи аргументы были более привлекательными и убедительными.
Итак, первый вопрос. Приготовила этот вопрос учитель географии Кобленева Е.В. (показ на проекторе)
Как вы думаете, до какого возраста человек считается молодым и почему?
(идет обсуждение)
Вопрос к экспертам: Чьи аргументы более привлекательны и убедительны?
После выступления экспертов переходим ко второму вопросу, который приготовила Попова Н.П. завуч школы.
Что, по-вашему, важнее: выглядеть всегда молодо или быть молодым в душе? Почему?
(идет обсуждение)
Вопрос к экспертам: Чьи аргументы более привлекательны и убедительны?
Третий вопрос приготовила учитель химии Анисимова И.В.
Изменилось ли проведение досуга у молодежи?
Участникам диспута раздаются листочки синие – «молодежь до», красные – «молодежь после», на которых они отвечают на вопрос словом «да» или «нет». После этого эксперты анализируют ответы.
Четвертый вопрос на мой взгляд был самый трудный, его приготовила директор школы Мосензова Л.Л.
Что было в молодости ваших родителей знаменательного, были ли они комсомольцами?
Этот вопрос давался ребятам заранее в виде анкеты, на который они отвечали дома вместе с родителями, были довольно интересные и обширные ответы, на анализе которых остановилась Мосензова Л.Л.
Пятый, шестой и седьмой вопрос приготовила социальный педагог школы Ленгардт Е.С.
Кому вы больше доверяете и почему?
(идет обсуждение)
Вопрос к экспертам: Чьи аргументы более привлекательны и убедительны?
Если встанет выбор между мнением ваших друзей и мнением родителей, что вы предпочтете?
(идет обсуждение)
Вопрос к экспертам: Чьи аргументы более привлекательны и убедительны?
Кто является для вас кумиром?
На вопрос «Кто является для вас кумиром?» участники диспута отвечали на синих и красных листочках. Ответы перемешивались, и несколько ответов зачитывалось экспертами.
И последний вопрос приготовила организатор школы Гусева Н.М.
Чем живет молодежь сейчас?
(идет обсуждение)
Вопрос к экспертам: Чьи аргументы более привлекательны и убедительны?
Заключение
Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспорима истина в том, что жизнь прекрасна.
Мы должны твердо знать, что историю забывать нельзя.
Спасибо всем!