Цели урока:
- образовательные:
развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;
продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
выделять приставки в словах; - развивающие:
развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
развитие мышления, внимания и речи учащихся; - воспитывающая:
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока
1.Организационный момент
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа №43». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
Первая станция «Отгадай-ка».
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Постановка темы урока
– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
- Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней) - Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) - Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь) - Верхняя одежда. (Пальто)
- В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе.
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
- У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз) - Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки) - Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже. А лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь) - Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь) - Рядом с дворником всегда.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата) - Перед корнем подставляем
Эту часть. Как называем? (Приставка)
4.Работа по теме урока
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?
Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
Станция «Поиграй-ка»
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
- Повязка на рукаве – …
- Шаг без шума – …
- Переход под землей – …
- Камни под водой – …
- Совет без пользы – …
- Годы до войны – …
- Значок на груди – …
Станция «Найди-ка»
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
- (за)горой
- на льду
- (по)бежать
- (под)сосной
- (за)мерзнуть
- (зав)ывает
- (под)снегом
- (на)мело
- скатиться
- (во)дворе
- (на )горе
- (под)снежник
- (по)крывает
- (на)мело
- (за)окном
- (на)катке
- (за)морозить
- с горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
5. Физкультминутка.
Станция «Отдыхай-ка».
(гимнастика для глаз)
Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.
Станция «Отдыхай-ка»
– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
6. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1
Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 3-е предложение разберите по составу. Зимой русский лес сказочен и чудесен. Снег украшает пушистые ветки деревьев. Смолистые шишки висят на елях. В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки. |
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки. В лес примч…лся первый сне… Попр…сился на ночлег. Перепуганный не в шутку, Примерять стал зайчик шу…ку. Без иголки, без портного Шу…ка новая готова. |
Карточка 3
Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки. Морозы, трескучие, на, стояли, улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички. |
Карточка 4
Выделите приставки в словах. Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого зверька запасена в кладовой. (7 слов) |
Станция «Проверяй-ка»
(Проверочная работа по карточкам)
Карточка 1
– Докажи правильность своего ответа.
– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?
Карточка 2
– Объясни пропущенные орфограммы.
– Какую шубку стал примерять заяц?
– Для чего ему новая шубка?
Карточка 3
– В чём смысл этого текста?
– Для чего нужны кормушки?
– На каких уроках мы об этом говорили?
– У кого из вас есть кормушка для птиц?
Карточка 4
– Как зимует белка?
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
7. Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
8. Подведение итогов.
– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)