Внеклассное познавательно-игровое мероприятие: "Модная тема… Знакомство с профессиями моды" (7–8-е классы)

Разделы: Технология


Цель: познакомить учащихся с профессиями моды

Задачи:

  • дать представление о профессиях, связанных с индустрией моды;
  • развитие важнейших психофизиологических и личностных характеристик учащихся – мыслительных способностей, памяти, мышления, внимания, способности к общению с другими людьми, интересов, склонностей, самостоятельности, ответственности, мобильности как важнейших условий профессионального самоопределения;
  • воспитание осознанной потребности в саморазвитии и самореализации; уважения к профессиональному труду человека.

I этап. «Пресс-конференция»

Учитель: вступительное слово

Ученицы: стихотворение

Учитель: Создание модной одежды — одна из престижных областей, с которой мечтают связать свою жизнь многие молодые люди. Сегодня среди молодежи весьма престижны профессии манекенщицы и модельера. Но это лишь вершина айсберга современной индустрии моды.

Во многом прав известный художник и историк моды Александр Васильев, утверждая, что «мода — это бизнес. Это не художественное творчество. Мода — это создать и продать».

Этот бизнес требует слаженной работы представителей многих профессий: художников, конструкторов, текстильщиков, технологов, химиков, обувщиков, врачей-гигиенистов, менеджеров, фотографов, рекламистов, искусствоведов. Спектр профессий, имеющих прямое отношение к миру моды, очень велик, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Сегодня у нас пройдет необычная пресс-конференция, на которой присутствуют представители модной индустрии – это художник-модельер.

Ученица:

Художник-модельер.

- Безусловно, это самая известная из профессий в модной индустрии. Она прославлена многими знаменитыми мастерами:

  • Чарльз Фредерик Ворт,
  • Поль Пуаре {конец XIX — начало XX в.),
  • Коко Шанель,
  • Кристиан Диор,
  • Ив-Сен Лоран,
  • Кристиан Лакруа,
  • Джон Гальяно (XX в.) и другие.

Среди российских художников-модельеров наиболее известна Надежда Петровна Ламанова.

Учитель:

- В чем же заключается работа художника-модельера?

Ученица:

- В создании новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров — всего того, что вместе создает костюм. Модельер должен обладать развитым художественным вкусом и обширными знаниями по истории костюма, художественных стилей, разбираться в явлениях мировой культуры. Он черпает творческие идеи из живописи, музыки, литературы, архитектуры, из образов живой природы, из традиций национальной одежды.

Художник-модельер должен уметь хорошо рисовать, чтобы выразить свою идею на бумаге. Поэтому абитуриент сдает экзамен по рисунку, живописи и основам композиции. При этом в более выгодном положении оказываются те, кто уже окончили художественные училища.

Но история моды знает примеры художников-модельеров, не умеющих ни рисовать, ни кроить, но ставших выдающимися ее творцами. Яркая индивидуальность и собственный взгляд на вещи могут изменить направление моды. Кто бы мог подумать, что французская белошвейка Габриэль Шанель заставит женщин всего мира отказаться от корсета, укоротить юбку до немыслимой ранее длины и надеть брюки?

Учитель:

-В западных странах модельера часто называют кутюрье, дизайнером, стилистом. Однако есть разница в работе представителей этих профессий.

Ученица:

-Кутюрье создает коллекции уникальных моделей одежды, которые выполняются вручную в домах высокой моды. В 1865 г. французский модельер Ш.Ф.Ворт создает фирму «Haute couture» (от кутюр — высокая мода). Это мода для богатых. Кутюрье — мастер высшего класса.

«Haute couture» (мода от кутюр)— это:

  • высокое ручное шитье на уровне искусства;
  • единственный экземпляр швейного изделия;
  • у каждого костюма есть свой порядковый номер;
  • модели шьют на манекенщицу, затем на заказчицу;
  • модель «живет» 6 месяцев, т. е. от показа до показа;
  • ткани для костюмов разрисованы художниками или по специальным заказам;
  • отделка (вышивка, кружево) выполнена только вручную;
  • это эталон, на который впредь будут ориентироваться создатели моды (ткани, их фактура, цвет, длина одежды, силуэт, аксессуары и макияж).

Статус кутюрье: Дом Моды с постоянным штатом рабочих не менее 20 человек; два раза в году показывать новую коллекцию (не менее 50 моделей).

Учитель:

- Наверное, всем хочется узнать, чем же занимается дизайнер.

Ученица:

- Само название профессии «дизайнер» происходит от английского выражения «industrial design» и указывает на проектирование изделий (в данном случае одежды) промышленными методами. Различают дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений. Есть дизайнеры интерьера, ландшафта, города. Графические дизайнеры работают с книгами и другой полиграфической продукцией: Появился компьютерный дизайн (WEB-дизайн). Задача дизайнера независимо от области деятельности — формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Одежда как объект дизайна должна отвечать высоким требованиям комфортности, технологичности и эстетичности. Дизайн — это чувство стиля плюс инженерные знания, сплав искусства и ремесла. Дизайнера иначе можно назвать художником-конструктором.

Учитель:

- Есть разница и в работе художника-модельера и стилиста. Раньше всем процессом производства коллекции одежды занимался сам художник: разрабатывал идею, делал эскиз, работал с конструктором и технологом, готовил дефиле. Но во второй половине XX в. самые известные дома моды — сначала «Кристиан Диор», «Пьер Карден», а за ними и другие — стали продавать свои модели для массового тиражирования. Рынок оказался наполнен, и потребители получили возможность покупать отдельно предметы гардероба из коллекций разных художников. Кристиан Диор, побывав в Америке, с грустью констатировал: «Слишком очевидно, что шляпка, купленная в одном месте, манто, купленное в другом, и платье, привезенное еще откуда-то, вместе составляют некое подобие одежды, но отнюдь не туалет». Так возникла необходимость в специалисте, способном помочь потребителю грамотно, в рамках единого стиля подобрать гардероб из моделей разных марок, выбрать прическу и макияж. Такого специалиста стали называть стилистом.

Ученица:

- Быть привлекательным и красивым хочется каждому. Вот только красота — понятие относительное. Выбрать из брюнетки с зелеными глазами и хрупкой, романтичной, голубоглазой блондинки, самую красивую — задача неразрешимая. В каждом человеке заложен свой потенциал красоты. Раскрыть этот потенциал, или, проще говоря, найти и подчеркнуть изюминку в человеке, поможет, конечно же, профессиональный стилист.

В нашей стране стилист — профессия молодая. Еще 15 лет назад ни одно учебное заведение не готовило специалистов по стилю. Появилась она на стыке двух специальностей, составляющих базовую основу, — парикмахерского искусства и визажа (нанесение макияжа). Однако чтобы стать стилистом с большой буквы, недостаточно только умения стричь, красить глаза, губы и ногти — нужно уметь создавать художественный образ, в котором гармонично сочетаются и прическа, и макияж, и одежда, и манера поведения. Именно такой человек привлекает к себе внимание, в нем непременно заметят его собственный стиль.

В зарубежных домах моды функции стилиста весьма широки. Работая в тесном контакте с художником-модельером, он участвует в разработке концепции коллекции, создании эскизов и т.п. Кроме того, в его обязанности входит организация дефиле (демонстрация коллекции одежды). Выделяют три основных специализации: стилист-парикмахер, стилист-визажист и модельер-стилист.

Учитель:

- А сейчас учащаяся проведет мастер-класс «Дизайн-ногтей», ведь ухоженные руки и ногти – это одна из составляющих привлекательного образа.

Ученица: (проводит мастер-класс «Дизайн-ногтей») Учитель: - «Высока, стройна как ель, в платье модном топ-модель». По-разному называют представительниц данной профессии – топ-модель, модель, манекенщица. Ученица:(дефиле модели)

- Профессия манекенщицы сравнительно новая. Но история этой профессии уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XIX веке общество не знало профессии «модель». Первых ее представительниц называли манекенщицами или демонстраторами одежды. Развитие фотоискусства подарило нам слово «фотомодель», но лишь в середине XX века на Западе закрепился термин, которым теперь мы регулярно пользуемся — «модель». Сегодня эта профессия находится на вершине популярности среди прекрасной половины человечества. Модель занимается следующими видами деятельности: представляет на подиуме коллекции одежды; создает образ, соответствующий демонстрируемому костюму (выражением лица, мимикой, жестами, движениями); доносит до зрителя художественную задумку автора, участвует в телевизионных программах и шоу, в конкурсах красоты и т.д. Но моделью сможет стать не каждая девушка, так как она должна обладать следующими способностями: хорошей фигурой, хорошей координацией движений, хорошим здоровьем, умением импровизировать, вкусом, быть интеллектуально развитой. А также такими качествами как: выносливость, эмоциональность, сила воли, целеустремленность, коммуникабельность.

Учитель:

- Индустрия моды в нашей стране только развивается. За рубежом в ней работают специалисты, имеющие совершенно новые для нас профессии, например, мерчендайзер и байер.

Ученица:

- Байер. В переводе с английского «байер» (buyer) означает закупщик. Этот термин пришел в Россию с Запада примерно 10 лет назад, когда в стране стали открываться первые магазины модной одежды из коллекций известных домов моды. Профессия байер творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Он четыре раза в год посещает показы коллекций одежды к новым сезонам и закупает то, что соответствует стилю представляемого им магазина. Специфика работы требует от байера знания языков и современных информационных технологий. Любую необходимую информацию: цену товара, условия и время доставки, оплаты и многое другое можно найти через Интернет, причем сделать это непосредственно на рабочем месте. На сегодняшний день у байера есть возможность связаться с партнером по факсу, электронной почте или ICQ.

Учитель:

- К сожалению, в нашей стране очень мало профессиональных байеров, люди приходят в эту профессию из других областей деятельности. Зачастую закупками коллекций занимаются сами директора магазинов.

Ученица:

- Мерчендайзер (Merchandising, от англ. «merchant» — купец). Мерчендайзинг — это искусство продвижения и продажи товаров: на рынке, которое включает в себя создание рекламной стратегии и проведение акций по стимулированию розничных продаж. Можно выпускать качественную продукцию, но о ней никто не будет знать, поэтому задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне. Безусловно, эта работа подходит для творческих людей с коммерческой жилкой, ведь мерчендайзер должен сочетать в себе способности социолога, психолога и коммерсанта. Он должен иметь аналитическое мышление, уметь прогнозировать тенденции моды, учитывать сезонные изменения и планировать заnac товара на складе. Известно, что в торговле буквально все имеет значение: где расположен вход в магазин, как размещены стеллажи и витрины и т.д. Покупатель даже не догадывается, что торговые залы устроены в строгом соответствии с правилами мерчендайзинга. К примеру, на повышение продаж положительно влияет создание уютной атмосферы, музыка, красочные буклеты и каталоги, совместное представление предметов быта и гардероба, вежливый персонал.

Учитель:

- Любишь ходить по магазинам? А хочешь получать за это деньги? Тебе, конечно же, поможет в этом обладатель новой профессии – шопер. Зародившись в Голливуде, эта профессия уже покорила Европу, уверенно вошла в крупные российские города.

Ученица:

- Профессия шопера, несомненно, интересна. В обязанности профессионала входит сопровождение клиента по магазинам, подбор гардероба, оценка уже существующих у клиента вещей, отслеживание ассортимента множества магазинов и распродаж в них, умение смешивать дорогие брендовые вещи с недорогими вариантами. Услугами шопер можно воспользоваться единожды, а можно заключить договор на длительный срок. Во втором случае он те только будет оказывать вам консультации по поводу совместимости тех или иных вещей, но и постоянно информировать о всевозможных скидках, но и заботиться об уже приобретенных вещах - сдавать их в химчистку, помещать на лето в специальный холодильник и просто следить за состоянием.
Услугами шоперов пользуются как занятые люди, которым в силу своей деятельности просто необходимо выглядеть хорошо, так и настоящие поклонники стиля и моды, желающие найти как можно больше идей для своего гардероба.
Тем временем в Интернете появился суррогат данной услуги - к примеру, на сайте myshape.com можно воспользоваться виртуальным шопером. Стоит ввести определенные параметры, и система выдаст вам всевозможные подходящие варианты. На сайте также можно сделать свой собственный магазин, в котором будут продаваться только подходящие вам вещи.

Учитель:

- В настоящее время быстрыми темпами растет спрос на услуги шоперов - людей, владеющих искусством правильного составления гардероба. В России сегодня по одежке не только встречают, но и провожают. В современном мире, где люди жаждут обрести индивидуальность, специалисты в области персонального имиджа будут весьма востребованы.

Учитель:

- Что нового в сфере производства новых текстильных материалов? Предоставим слово текстильщику.

Ученица:

- Современные российские модельеры используют в своих коллекциях трикотажное полотно и нити, способные накапливать свет, а затем излучать его в темноте. Достаточно 10 мин побыть в одежде из такого трикотажа в освещенном месте, чтобы рисунок на ткани начал светиться. Благодаря обработке ткани специальным составом джинсы могут в зависимости от температуры поменять цвет. В футболке из трикотажа с термохромным эффектом трудно остаться незамеченным: в местах, где ткань плотно прилегает к телу, она будет менять цвет, подчеркивая достоинства фигуры. Расцветка ее также изменится, если с жары зайти в прохладное помещение или наоборот. При изготовлении тканей с термо- и фотохромными эффектами в волокна внедряются капсулы с особым химическим составом. Подобно этому практически любому материалу можно придать желаемый запах и сделать его стойким, поместив внутрь волокон микрокапсулы с парфюмерной композицией причем он может быть как приятным и привлекающим, так и отпугивающим. Британские специалисты в области нового текстиля работают над созданием специальных веществ, при распылении которых по поверхности ткани можно будет восстанавливать ее полезные свойства, утерянные при многочисленных стирках.

Учитель:

- Кроме эстетических, к одежде предъявляют гигиенические требования. Поэтому, отечественные и зарубежные специалисты в области медицины, биологии, химии занимаются разработками материалов, которые возможно в недалеком будущем будут также лечить человека.

Ученица:

- Химик. Технологиями добавлениями различных составов в текстильные волокна заинтересовались также медики и косметологи. Японская фирма Kanedo Spinning Corp. уже начала выпуск рубашек и футболок, пропитанных составами-кремами с повышенным содержанием витамина Е, а также с солнцезащитными фильтрами, предотвращающими старение кожи. Немецкие фармацевты выпустили витаминизированное и противоревматическое белье, разработали технологию производства полотна с «серебряным» покрытием. Находящиеся на поверхности материала положительно заряженные ионы серебра помогают облегчить страдания больных кожными заболеваниями. Большой интерес представляют исследования американских ученых, которые уже несколько лет работают над созданием ткани, которая будет самостоятельно очищаться от грязи, болезнетворных микробов и неприятного запаха. Для достижения подобного эффекта предполагается волокна населить колониями особых бактерий, которые будут жить и размножаться, поглощая пыль, пот и т.п.

Учитель:

- Таким образом, подводим итог пресс-конференции. Давайте еще раз назовем профессии индустрии моды.

 

II этап внеклассного мероприятия - практическая часть.

А теперь переходим к практической части нашего мероприятия, которая будет проходить в форме мини-состязания двух команд – школы № 41 и школы № 45.

Представляются команды и их участницы:

  • команда школы №45 – «Стильные штучки»
  • команда школы №41 – «Girl of Fashion».

На втором этапе внеклассного мероприятия будут предложены теоретические вопросы и практические задания, которые тем или иным образом связаны с темой встречи.

Современную моду можно охарактеризовать следующими словами. Но эти слова зашифрованы на доске. В течение соревнования нужно отгадывать эти слова и открывать их.

Каждому члену команды придется поучаствовать в одном из конкурсов, последний конкурс – «Конкурс капитанов».

Также работает компетентное жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает участникам по 1 баллу.

Конкурсы

1. Первый конкурс – это конкурс-разминка, называется он «Знакомые-незнакомцы».

Зачитываются исторические сведения известных вещей или предметов, учащиеся должны отгадать о чем идет речь. Например, история возникновения иглы, духов, джинсов, перчаток.

- Открываем первое зашифрованное слово«оригинальность».

2. Второй конкурс «Кто есть кто?».

Вызываются по одному представителю от каждой команды и предлагаются фамилии художников-модельеров и манекенщиц. Нужно найти и распределить, а затем выписать в отдельные группы 5 художников-модельеров и 5 манекенщиц.

- Открываем второе зашифрованное слово«прогрессивность».

3. Третий конкурс «90*60*90» (снятие мерок).

- Этот конкурс посвящен вопросам конструирования различных изделий.

На карточках имеется условное обозначение мерки (всего шесть мерок). Каждая участница выбирает листок с меркой, говорит название данной мерки и показывает правила снятия данной мерки. Каждая представительница команды должна показать правила снятия 3 мерок.

- Открываем третье зашифрованное слово«современность».

4. Четвертый конкурс «Найди свой стиль».

- Участницам конкурса предлагается попробовать себя в качестве стилиста.

Из данных модных журналов подбирается по 2 модели одежды, необходимо сказать к какому стилю она относится, и описать признаки данного стиля в этой модели (имеется подсказка - описание стилей).

В процессе подготовки данного конкурса учителем технологии проводится мастер-класс «Магия платка и шарфа»

- Открываем четвертое зашифрованное слово«вкус».

5. Пятый конкурс «Цветовая гармония».

Каждому представителю команды нужно к предложенному цвету юбки подобрать блузку из предложенных вариантов, которая будет сочетаться с данным цветом юбки. Можно использовать макеты юбки и блузки, выполненные из цветной бумаги.

- Открываем пятое зашифрованное слово«изменчивость».

6. Шестой конкурс «Конкурс капитанов». Приложение1

- Вызываются капитаны команд и предлагаются тесты, состоящие из 8-ми вопросов.

- По окончании конкурса капитанов открываем шестое зашифрованное слово«новизна».

В заключение подводятся итоги конкурсов, и объявляется команда-победитель. Также учащимся предлагаются адреса и названия учебных заведений, где можно получить данные профессии.

Используемая литература:

1. Горбачева Л.М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996.

2. Журнал «Школа и производство», № 6/2004 г.

3. Кибанова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Пер с чеш. Прага, 1988.

4. www.tailor.by.ru
www.Mode-Elegance.ru

www.models.ua