Цель: Объяснить учащимся, как и в каких условиях начиналась эта эпоха. Как происходило объединение государства. Формирование образов выдающихся личностей этого периода.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка задач урока.
1 слайд.
- Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени Российской истории» миновав пороги, после скалы «Батыева нашествия»выходит на широкую воду нового участка течения реки – мы в начале времени Московского государства.
II. Повторение.
- Но для начала , давайте вспомним о чём мы с вами говорили когда изучали период «Древней Руси»(основные даты этого участка реки времени)
Ссылки на даты:
882 – Князь Олег объединил славянские племена . Столицей избрал город Киев.
988- Князь Владимир повелел всем жителям Руси принять христианство.
1242- Ледовое побоище. Князь Александр Невский.
1237- Войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана , ханом Батыем подошли к границам русских земель.
- Почему Русь не смогла отразить нашествие армий Батыя? (Русские земли после распада Древнерусского государства ослабляли друг друга междоусобными войнами. Противостоять сильнейшей армии мира они не могли)
III. Новая тема.
2 слайд.
- Мы с вами повторили основные даты периода «Древней Руси».
Тема нашего урока: «От Древней Руси к единой России»
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке с таким названием (Что значит древний, единый)
- Русь находилась под властью Орды. Для освобождения от ордынского ига нужно было объединить все русские земли . Во главе объединения встали московские князья. Силой хитростью, иногда и жестокостью они подчиняли себе другие княжества.
3 слайд.
Возглавил московских князей, князь Дмитрий Иванович (ссылка - звуковая запись)
4 слайд
-В это время недалеко от Москвы, среди лесов , появился Троицкий монастырь.
Его основал Сергий Радонежский. Со всех сторон к нему шли люди за советом. Он призывал забыть ссоры и обиды.
5 слайд.
- Как гласит, легенда к нему пришел и князь Дмитрий Иванович. Он решил поднять Русь против Орды . Сергий Радонежский благословил его на этот подвиг.
6 слайд.
Он отправил с ним двух монахов Пересвета и Ослябю в помощь.
7 слайд
Итак в 1380 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войско .
-Это утро на Куликовом поле перед битвой. Обратите внимание во что одеты русичи? Князь Дмитрий Иванович сам возглавляет свою армию. Что у них в руках? (Иконы, оружие)
По обычаям того времени из рядов ордынцев выехал богатырь – великан, он вызывал на поединок смельчака. Навстречу ордынцу из русских рядов выехал воин в монашеских одеждах. Это русский богатырь Пересвет.
- Давайте посмотрим как же всё происходило.
- Послушайте отрывок из летописи...
- Да много полегло народу русского в этой битве. Князь Дмитрий тоже был тяжело ранен.
- Из-за Дона возвращалось единое войско земли Русской.
8 слайд
-После этой битвы его стали называть Донским. Почему?
(Так как сражение происходило возле реки Дон)
- Значит Дмитрий Иванович освободил Русь от Орды?
9 слайд.
- Нет . Потребовалось ещё сто лет прежде чем правнук Дмитрия Донского – Ива III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Он рвёт ханскую грамоту и с этого времени сам принимает решения. Во все концы страны расходились указы Великого государя , скреплённые печатью.
10 слайд
- Давайте посмотрим, что же было изображено на печати.
11 слайд.
Москва из небольшой крепости превратилась в большой и богатый город.
-Давайте посмотрим, как увеличивалась территория Московского государства благодаря присоединению к нему других княжеств.
IV. Закрепление.
12 слайд.
Вопросы для повторения (на листочках напишите только ответы )
-Поменяйтесь в парах листочками. Проверьте
V. Итог урока.
Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
13 слайд
Домашнее задание. Индивидуальное задание: найти в дополнительной литературе.