Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и воспитателей и родителей.
Наша задача – приобщение подопечных к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание, воображение.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой.
Приобщая ребёнка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
В процессе общения с детской литературой взрослые заметят, как меняются их взгляды на природу детства, как всё то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом.
Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребёнка, его интереса к читаемому.
Мы проводили с родителями работу трёх видов:
- Знакомим, объясняем, показываем.
- Приглашаем принимать участие в разных литературных мероприятиях.
- Интересуемся опытом семейного воспитания, предлагаем поделиться с другими.
Из опыта своей работы знаю, что детям нравятся небывальщины, нелепицы, потому что им по душе юмор, а ещё им доставляет огромное удовольствие перевёртывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.
Мне очень помогает книга “Звуки на все руки” Иванковской. Такие небылицы как “Донья Ерундина”, “Во саду ли в огороде”. Дети слушают, к удивлению быстро запоминают, используют в общении между собой.
Одна из них:
Донья Ерундина -
Нос из пластилина,
Странная картина.
Выспавшись на славу,
Спать идёт ложиться.
Из пустой бутылки
Пробует напиться.
Слушает глазами,
Говорит ушами,
Тапочки снимает
Посреди трамвая,
Суповою ложкой
Дворик подметает
И с утра до ночи
Глупости болтает,
Ах, сеньор закройщик,
Дайте мне конфет.
Ах, сеньор кондитер,
Сшейте мне жакет.
И прошу ответить
На простой вопрос:
“Кто я – сковородка,
Кошка или пёс?”
Слова легко ложатся на знакомые детям мелодии, поэтому дети их могут напевать. Этот приём помогает детям, у которых ещё нет чистого произношения, присутствуют паузы в речи, заикание.
Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.
Если дети уже знают стихи русских поэтов – я предлагаю им послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить о чём стихи, какие слова-описания подобрал поэт.
Использую приём: - Кто прочитает интереснее? В данном случае дети обязательно мотивируют свой выбор: - Мне понравилось, как читала Наташа, потому что я слышала окончания в словах, она меняла силу голоса, помогала мимикой лица.
- Мне понравилось, как читал Аркадий. Он читал громко, быстрые события произносил в быстром темпе, чётко и внятно. Он смотрел нам в глаза, не пропускал слов.
Планируя организационные мероприятия: “Литературный концерт”, “Литературные посиделки”, “У меня есть любимая книжка”, своей задачей я ставлю самую главную цель: понимание детьми прочитанного, интерес к художественному слову.
Предварительно сама пытаюсь понять, что хотел автор приподнести маленьким слушателям.
Чтобы дети внимательно слушали друг друга, я использую приём - чтение цепочкой. В этом случае каждый чтец проживает происходящие события от начала до конца. Тексты требующие громкого, выразительного произнесения, предлагаю прочитать в паре. Детям , читающим в паре, предварительно нужно читать согласованно, слушая друг друга, одинаково ритмично, эмоционально.
Знакомые рассказы, сказки для повторения предлагаю детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.
В группе есть альбом “Интересные дела”. В нём есть фотографии детей, которые участвовали в разных мероприятиях, связанных с художественной литературой.
Дети его часто рассматривают, вспоминают, как готовились к мероприятиям, что изготовили с мамой, что со своими воспитателями, как украшали группу, какую роль исполняли, что у них получилось.
В настоящее время я готовлюсь к конкурсу среди родителей воспитанников “Лучший знаток 4-х сказок”.
Для этого конкурса я взяла четыре программные сказки:
- “Крылатый, мохнатый, да масляный”.
- “Хаврошечка”.
- “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.
- “Бременские музыканты”.
Мероприятие направлено на то, чтобы детям хотелось слушать, запоминать содержание сказок, делать выводы, чему учат сказки, выражать свои мысли понятно и связно, воспитывать интерес к художественному слову.
На конкурсе родители будут выполнять разные задания:
- Расскажите начало сказки.
- Расскажите из каких сказок эти картинки.
- Какие есть повторы в сказках.
- “Кроссворд”.
- Чему учат сказки.
Чтобы родители чувствовали себя хорошо подготовленными, всем участникам я приготовила памятки, которые подсказывают родителям, как эффективно готовиться к этому мероприятию.
Конкурс будет проходить накануне Нового года, поэтому мы с детьми сейчас изготовили поделки на новогоднюю тематику: икебана из веточек, подсвечников, игрушки-самоделки разных зверушек, человечков, которых дети подарят участникам конкурса – своим мамам и папам.
Впереди у нас много начатых, но ещё не завершённых дел. Мы планируем научить детей играть в такие игры: “Почта”, “Библиотека”, “Книжный магазин”. Для этого нам нужно будет организовать всевозможные экскурсии, подумать и сделать проект их проведения, изготовить необходимую атрибутику. Я знаю, что эти мероприятия обязательно повысят интерес к художественной литературе.