Задачи урока: рассказать о городе, используя средства физического воспитания и знания о природе родного края.
Цели урока:
- совершенствование двигательных качеств – быстроты, ловкости, координации движений;
- развитие познавательных и творческих способностей – памяти, мышления, внимания;
- воспитание любви к родному краю;
- развитие личностных качеств – товарищества, взаимопомощи, силы воли.
Инвентарь: коврики – 4 шт., модули – 4 шт., 2 ведра с мелкими предметами, 2 скамейки, 2 портфеля, школьные принадлежности, мелкие игрушки, 2 клюшки, 2 бутылочки с “нефтью” (вода, окрашенная краской), мел.
Подготовительная часть.
Приветствие. Ребята садятся на коврики. Сообщение задач урока.
Учитель - “Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Представьте себе такую ситуацию. Лето. Спортивный лагерь. Вы с новыми знакомыми сидите у жаркого костра. Вам нужно ярко и наглядно рассказать о своем городе. Я буду вашим помощником и проводником. Готовы? В дорогу!”
Ребята встают и строятся в одну шеренгу.
Учитель – “Каким видом транспорта можно добраться до нашего города?
(поездом, самолетом, автобусом, машиной)”
Учитель – “А чем быстрее?” (самолетом)
Учитель – “Повернулись направо. Шагом марш! Пристегнули ремни. Расправили крылья, полетели! “Бегом марш!” Внимание! Наш авиалайнер приземляется в аэропорту города Нижневартовска. Шагом марш! Руки на пояс, приземляемся. (Ходьба в полуприседе, в полном приседе). Приземлились. Встали. Шагом. Дальше в город мы отправимся пешком (делю класс на две команды).
Основная часть.
Учитель – “Итак, ребята, мы подошли к лесу. Приготовьтесь к различным препятствиям. Впереди пролегает болото (прыжки с “кочки” на “кочку”). (Мелом рисую круги – “кочки”). Дальше лежат поваленные деревья (бег по скамейкам). Затем оббегаем два огромных кедра (модули), и прямо бегом возвращаемся к линии старта. (Провожу комбинированную эстафету).
Учитель – “Молодцы! Теперь назовите деревья, которые растут в нашем лесу (кедр, сосна, ель, пихта, осина, береза, рябина). А какие грибы и ягоды можно собрать у нас? (Грибы: подосиновики, лисички, белые, волнушки, грузди. Ягоды: черника, клюква, брусника, голубика, морошка).
А сейчас мы с вами посмотрим, кто больше соберет грибов?”
Провожу игру “Сбор грибов” (На площадке находятся разбросанные мелкие предметы: кубики, кегли, маленькие мячики и т.д. По сигналу учителя команды поочередно, на время, собирают предметы в корзину).
Учитель – “А сейчас, ребята, мы подошли к реке Аган. Приготовьтесь к переправе. А пока мы будем готовиться, давайте вспомним, какие реки и озера окружают наш город? (Аган, Вать-Еган, озеро Голубое, Дачное, Окуневое). Переправляться будем на лодках, а чтобы мы не сбились с пути, помогать нам будет “ласточка” (провожу эстафету “Ласточка”, как линейную).
Учитель – “Вот мы и добрались до города. Первое, что мы увидели, это музей. Кто из вас был на экскурсии в музее? Какие экспонаты представлены в нашем музее (чучела животных, птиц). На территории какого северного народа мы проживаем? (ханты и манси). И сейчас мы поиграем в игру “Ловля оленей”. (Выбирается пара ловцов, которые взявшись за руки, по команде учителя начинают ловить остальных игроков-“оленей”. “Олень” считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки).
Учитель – “Двигаемся дальше. Мы подошли к зданию ТПП “Покачевнефтегаз”. Кто из ваших родителей работает в ТПП? Какие нефтяные специальности вы знаете? (оператор по добыче нефти и газа, оператор ППД, машинист КНС и т.д.). Одна из самых почетных профессий – бурильщик скважин. Сейчас две “бригады” будут соревноваться, кто быстрее добудет первую “тонну” нефти. (Провожу игру “Добыча нефти” как линейную, вместо эстафетной палочки дети передают бутылочку с “нефтью”).
Учитель – “Пошли дальше. Что это за здание, возле которого играет много детей? Это наша школа. Сейчас мы посмотрим, какие у нас прилежные ученики. Мой трехлетний сын, узнав, что я иду к вам на урок, собрал два портфеля, положив туда все, что счел нужным. Ваша задача – выбрать из всех предметов только те, которые необходимы вам в школе (провожу эстафету “Собери портфель”).
Учитель – “А сейчас мы подошли к спортивному комплексу “Нефтяник”. Какие виды спорта развиваются в нашем городе? А кто из вас занимается в спортивных секциях? (провожу эстафету “Хоккей”). (Первые номера каждой команды ведут маленький мяч клюшкой до отметки и возвращаются назад.)
Заключительная часть.
Учитель – “Вот и подошло к концу наше путешествие. Вернемся к нашему яркому костру. (Ребята садятся на гимнастические коврики). Какие еще сооружения есть в нашем городе? (ТРК “Ракурс”, детские сады, дом культуры “Октябрь”, музыкальная школа, библиотека, магазины). А еще в нашем городе много зеленых насаждений, цветочных клумб, скверов, а дома раскрашены, как настоящее цветное драже! Поэтому в долгую и снежную зиму в городе красиво и уютно. Тем не менее, нам нужно возвращаться домой. (Провожу упражнения на восстановление дыхания)
Подвожу итог урока.