Цель урока:
- Знакомство учащимися с новым способом записи действия сложения - столбиком и преимуществом такой записи сложения.
- Развивать у детей вычислительные навыки. Продолжать воспитывать интерес к науке математике посредством применения на уроке компьютера.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, магнитная доска, тетради на печатной основе, рабочие тетради, учебники, карточки с цифрами, разрядная таблица у детей.
Ход урока
I этап: Постановка и принятие учебной задачи
1. Организационный момент.
2. Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке вы сами постараетесь открыть интересный и более рациональный способ сложения двузначных и трехзначных чисел.
Все задания, выполненные вами, вы будете оценивать сами: на полях в тетради за верно выполненную работу ставьте «+», за работу с ошибкой – «-». В конце урока подведем итоги.
Начнем урок с гимнастики ума.
3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи.
Задачи на логическое мышление:
– По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. Подошли двое козлят. Сколько всего стало ног? (30 ног)
– У столяра было 29 ножек для столов. За час работы он прикрепил ножки к двум столам. Сколько ножек осталось? (21 ножек)
– У четырех поваров был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как такое может быть? (повара-женщины)
– Устный счет «Распутай клубок» (слайд 2)
178 – 170 = 8
240 – 40 =200
5 * 8 = 40
40 + 200 =240
300 + 200 = 500 конечный результат
– Запиши в строчку только ответы. (слайд 3, 4)
II этап: Операционный (организация познавательной деятельности по решению учебной задачи)
4. Постановка учебной задачи.
– Впиши при помощи карточек с цифрами числа в разрядную таблицу на магнитной доске (дети выполняют задание на индивидуальных таблицах)
– Что обозначает каждая цифра разряда?
Сотни | десятки | единицы |
4 | 3 | |
5 | ||
6 | 5 | |
6 | 0 | 5 |
5 | 6 | 4 |
3 | 2 | 0 |
– Расскажите о способах сложения чисел 38 и 41 (слайд 5)
– Как вы думаете, удобно будет таким же способом сложить трехзначные числа, например, 462 и 325? Как же быть?
– Вернемся к разрядной таблице.
Впишите числа в таблицу. Посмотрите на эту запись.
Может быть, у кого-то появилась идея. Как найти сумму данных чисел? (ответы детей)
– Посмотрите на запись сложения столбиком.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы верно вычислить сумму?
Какой знак заменяет знак «=»?
Складываем столбиком. (слайд 6)
5. Физкультминутка
III этап: Контроль и оценка
6. Практический выход. Определение основных трудностей.
– Проверьте, правильно ли сделаны записи сложения «в столбик»? (слайд 7)
Назовите, под какими буквами записи сделаны верно (а, в, г, е)
Почему вы считаете записи под буквами «б» и «д» неверными? (слайд 8)
Запишите верные записи, найдите суммы.
7. Творческая работа .Решение задач.
Самостоятельная работа.
– Решение задачи на стр. 37 учебника №8. Придумать условие по схеме и требование, решить задачу, записать ответ.
– Геометрический материал.
Задача.
Школьники заложили парк. Длина парка 70 м, ширина – 30 м.
Какова длина забора этого парка?
Какой формы будет участок? (прямоугольной). Что такое «длина забора»? (периметр)
Начертите в тетради участок прямоугольной формы. Обозначьте длину и ширину.
а = 70 м
в = 30 м
Р = ?
Варианты решения:
- Р = (70 + 30) * 2= 200 м
- Р = 70 * 2 + 30 * 2 = 200м
- Р = 70 + 70 + 30 +30= 200м
Какое решение наиболее рациональное? Почему?
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
–Ребята, вы сегодня на уроке математики стали немного умнее? Почему?
Оценивание работы учащихся.
– Домашнее задание: стр. 37 № 4, 5.