Организация досуговой деятельности младших школьников
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.
Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
К концу младшего школьного возраста должны сформироваться такие новообразования, которые являются центральными для данного возраста:
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- ориентация на группу сверстников.
Игра «Путешествие на планету Знаний» – сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых в школе и дома.
В основе игровой программы «Путешествие на планету Знаний» заложены следующие положения:
- совмещение в жизненной практике младшего школьника образовательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры- забавы через игры-задачи к активной учебно-познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
- поэтапное усложнение обучающих задач и условий игры, участие каждого школьника в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика – к участнику – к организатору (лидеру);
- создание условий для выбора участниками игры своего участия в ней с учётом их интересов, способностей и возможностей;
- постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений;
- единство решения обучающих, воспитательных, познавательных задач;
- знакомство с деятельностью существующих детских организаций и объединений.
Участие в игре «Путешествие на планету Знаний» может стать эффективным средством формирования в группах младших школьников таких качеств, как организованность, подчинение принятому решению, ответственность, инициатива и творчество. Совместный характер игр побуждает действия, помогает осознать свои собственные победы и ошибки. Таким образом, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для младшего школьника является основой усвоения нравственных норм. Действуя по заранее оговорённым правилам, каждый ребёнок может заслужить одобрение взрослых, признание и уважение личностных качеств своими сверстниками.
Организаторы игры-путешествия руководствуются в своей работе следующими принципами организации детского досуга:
- принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности;
- принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий;
- принцип занимательности, развлекательности;
- принцип гуманизации воспитания личности;
- принцип коллективно творческого дела с возникающей целью (по И.П. Иванову).
Интерес к игре также зависит и от того, как сформированы экипажи играющих. Здесь мы встречаемся с очень важным своеобразием массовых игр. Проводя соревновательную игру в параллели классов, педагог организатор и старшие вожатые не должны заново комплектовать команды – они уже налицо: это экипажи (классы). Экипажи – в большинстве своём сложившийся коллектив, спаянный общностью интересов крепнущий в совместных делах. Нужно стремиться к тому, чтобы экипаж представлял собою коллектив, всегда готовый оспаривать первенство в различных играх и состязаниях.
Путешествие может увлечь ребят только тогда, когда взрослые и дети станут не только организаторами, но и самыми непосредственными участниками. Организовать и направить развитие игры, помочь преодолеть затруднения, увидеть друг в друге хорошие качества, отметить ошибки – вся эта многообразная деятельность может быть обеспечена лишь совместной командой, состоящей из педагогов, родителей и учащихся.
Программа творческого развития младших школьников позволяет организовать в школе внеурочную учебно-воспитательную работу, дополняя учебный процесс и создавая у ребёнка целостную картину восприятия мира.
Программа направлена на развитие творческих способностей детей и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность.
Программа позволяет решить основную проблему, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физического отдыха.
Программа Игры «Путешествие на планету Знаний» для учащихся 1-4 классов
Игровая программа «Путешествие на планету Знаний» включает следующие направления:
- развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;
- создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
- использование в повседневной работе разновозрастных доступных интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- включение родителей учащихся в воспитательный процесс
- сплочение классного коллектива.
Цель игры «Путешествие на планету Знаний»: Выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
Задачи игры «Путешествие на планету Знаний»:
- привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей, работников внешкольных учреждений;
- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
- развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка;
- воспитание здорового образа жизни;
- создание условий для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нём;
- воспитание личной ответственности за порученное дело;
- совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»;
- выявление новых инициатив, идей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
Путешествие включает:
- конкурсы, позволяющие увидеть в человеке то, о чём не было известно раньше;
- игры, которые научат и помогут узнать много нового, познакомят друг с другом;
- праздники, на которых встречаются ребята из разных экипажей, рассказывают о себе, о том пути, который они прошли, и как им это удалось;
- встречи, соревнования, где определяются победители, подводятся итоги, намечаются маршруты путешествий.
Кто может стать участником?
Участниками игры-путешествия становятся ребята (группа ребят) от 7 до 10 лет, объединённые общими интересами. Игра-путешествие рассчитана на четыре года и продолжается в течение учебного года.
Что такое игра «Путешествие на планету Знаний?»
Это пролонгированная воспитывающая игра, разработанная для знакомства младших школьников с деятельностью детских организаций и объединений. Игра носит обучающий и развивающий характер. Её содержание связано с материалами школьных уроков, с темами методических объединений учителей школы.
Куда отправляются путешественники?
Это зависит от того, с чем хотят познакомиться участники путешествия, чему хотят научиться. Остановки на планете Знаний могут меняться в зависимости от интересов детей и могут быть следующими: «Осенняя», «Весенняя капель», «Математическая», «Весёлые каникулы», «Сильные, смелые, ловкие», «Юморина», «Здравствуй, лето!», «Перекрёсток», «Мой край», «Грамматическая», «Угадай-ка!» и другие.
Игра «Путешествие на планету Знаний» поможет:
- стать самостоятельнее;
- найти настоящих друзей и единомышленников;
- раскрыть резервы своих способностей;
- пополнить свои знания любопытными и интересными фактами;
- проверить свою сообразительность;
- стать спортивными и закалёнными;
- уважать старших и защищать младших.
С чего начать?
- Разработать маршрут путешествия (название остановок, содержание конкурсов, соревнований, игр, праздников). Данный маршрут путешествия разрабатывается с учётом плана проведения предметных недель. В его разработке участвуют педагог-организатор, классные руководители начальных классов, старшие вожатые.
- На часах общения классным руководителям необходимо рассказать учащимся об игре «Путешествие на планету Знаний», организовать работу по формированию экипажей.
- Провести линейки для посвящения учащихся 1-4 классов.
- Для начинающих путешественников (учащихся 1-х классов) провести конкурс на лучший альбом вступительных визиток, состоящий из автопортретов членов экипажей.
- Начать путешествие на планету Знаний по выбранному маршруту. При подведении итогов игры использовать щадящий метод оценки результатов соревнований, определяя победителя в каждой номинации. Постепенно каждый экипаж собирает свой волшебный цветок из лепестков номинаций, в которых они были победителями.
Путешествие на планету Знаний проходит по следующему маршруту:
- Станция «Здравствуй, школа!» (сентябрь) Неделя знакомства.
- День Знаний.
- Часы общения на тему «Мы – будущие путешественники»
- Стартовые линейки
- Экскурсии.
- Праздник «Мистер СЭМ» (самый эрудированный мальчик)
- Линейка «Посвящение в путешественники»
- Станция «Осенняя» (октябрь) Неделя природоведения.
- Праздник «Осенний листопад»
- Конкурсов рисунков «Золотая осень»
- Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»
- Конкурс на лучший уголок экипажа
- Конкурс на лучший «Альбом вступительных визиток экипажа»
- Станция «Перекрёсток» (ноябрь). Неделя ОБЖ
- Праздник «Красный, жёлтый, зелёный»
- Классный час «Путешествие в страну дорожных знаков»
- Встреча с инспектором ГИБДД
- Станция «Самоделкин» (декабрь). Неделя труда и ИЗО.
- Утренник «Здравствуй, ёлочка!»
- Конкурс на лучшую поделку
- Мастерская Деда Мороза
- Дискотека «А нам весело!»
- Станция «Цифирия» (январь). Неделя математики.
- Конкурсно – игровая программа «Звёздный час»
- Малая олимпиада по математике
- Праздник «Рождественские посиделки»
- Станция «Здоровье» (февраль). Неделя физкультуры.
- Спортивно-игровые конкурсы «Сильные, смелые, ловкие»
- Соревнования «Весёлые старты»
- Шахматно-шашечный турнир
- Станция «Игровая» (март). Неделя чтения.
- Театрализованное представление «Наши мамы лучше всех»
- Конкурс юных чтецов
- Конкурс юных поэтов
- Операция «Древо жизни»
- Игра «Зарничка»
- Станция «АБВГДейка» (апрель). Неделя русского языка.
- Утренник «Знай, изучай родной язык»
- Фестиваль «Её величество игра»
- Конкурс сочинений «Мой любимый сказочный герой»
- Игровая программа «Игра – дело серьёзное»
- Станция «Здравствуй, лето!» (май). Неделя любимых уроков.
- Часы общения на тему «Что такое Ребячья Республика?»
- Слёт Ребячьей Республики
- Праздничная линейка «Здравствуй, лето!»
- Защита проектов на тему «Наши будущие дела»
Планируемые результаты игры «Путешествие на планету Знаний» при проведении предметных недель
Остановки | Предметные недели | Планируемые результаты |
«Здравствуй, школа» | Неделя знакомства | 1. Развитие познавательного интереса, целеустремлённости, деловитости. 2. Расширение кругозора. 3. Соблюдение правил поведения в школе |
«Осенняя» | Неделя природоведения | 1. Наличие знаний о правилах поведения в природе в осенний период (экологические памятки). 2. Умение работать с природным материалом. 3. Наличие знаний о своём крае, селе. |
«Перекрёсток» | Неделя ОБЖ | 1. Выполнение правил личной гигиены и безопасного поведения на улице. 2. Использование основных форм приветствия, просьбы. 3. Соблюдение правил поведения в общественных местах. |
«Самоделкин» | Неделя труда и ИЗО | 1. Развитие любознательности, творческих способностей. 2. Умение работать в паре, группе. 3. Расширение и обогащение практического опыта учащихся. |
«Цифиприя» | Неделя математики | 1. Сформированность у учеников навыков решения логических задач. 2. Умение анализировать, выявлять сущность и отношения. 3. Умение описывать планы действий, делать выводы. |
«Здоровье» | Неделя физкультуры | 1. Соблюдение режима дня. 2. Наличие знаний о правилах личной гигиены и здорового образа жизни. 3. Сформированность навыков личной гигиены. |
«Игровая» | Неделя чтения | 1. Реализация художественного потенциала учеников. 2. Создание ситуации успеха. 3. Развитие интеллекта, эмоционально-волевой сферы. |
«АБВГДейка» | Неделя русского языка | 1. Умение видеть прекрасное в слове. 2. Умение говорить, слушать, вести беседу. 3. Патриотическое отношение к Родине. |
«Здравствуй, лето!» | Неделя любимых уроков | 1. Наличие знаний о мерах безопасности в домашних условиях. 2. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми, животными. 3. Наличие знаний о правилах поведения в летний период. |
Гимн, законы и символика путешественников
Гимн путешественников
-
В школе классно жить большой семьёй
И не хочется идти домой
Школа наша светлая всегда,
Не страшны её годы и беда
Наша школа – это дружба,
Не легко в ней, но так нужно.
Нам учиться на пятёрки очень нужно. -
Наш учитель ласков, но и строг,
Заставляет выучить урок.
Я не стану двойки получать –
Постараюсь выучить на пять.
Наша школа – это дружба,
Не легко в ней, но так нужно.
Нам учиться на пятёрки очень нужно. -
В школе много радостных минут,
А уроки в дальний путь зовут.
Много знаний школа нам дала
И друзей на долгие года.
Наша школа – это дружба,
Не легко в ней, но так нужно.
Нам учиться на пятёрки очень нужно.
Законы путешественников
- Закон «00» (точного времени).
- Закон вежливости.
- Закон поднятой правой руки.
- Закон уважения старших.
- Не навреди себе, не навреди другим.
- Слово судьи – закон для играющих.
Символика путешественников Приложение 2.
В результате путешествия экипажи должны собрать девять лепестков (полный Цветок Знаний). Чей экипаж наберёт наибольшее количество лепестков, становится победителем в конце учебного года в игре-путешествии на планету Знаний.
Связь и сотрудничество с другими учреждениями, организациями и объединениями.
Участники игры «Путешествие на планету Знаний» сотрудничают:
Маршрутный лист путешественников на планету Знаний Приложение 3.
Презентация Приложение 1.