“ Люди, научившиеся…наблюдениям и
и опытам, приобретают способность
самим ставить вопросы и получать
на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком
умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел…”
К.Е.Тимирязев.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических. Особенно важен этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования.
Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашем ДОУ в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Было решено создать лабораторию. С помощью коллектива ДОУ и родителей она была оборудована в помещении “зеленой” комнаты. Наша лаборатория преследует цели и задачи, которые и решаются в процессе исследовательской деятельности с детьми.
Цели:
- Развитие у детей познавательного интереса.
- Повышение интереса к исследовательской деятельности.
- Формирование основ научного мировоззрения.
Задачи:
- Развитие навыков проведения лабораторных работ.
- Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Установление связи между живой и неживой природой.
- Приобретение способностей самим ставить ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Установление необходимости условий для роста и развития живых существ.
- Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- Воспитание стремления к здоровому образу жизни.
- Воспитание бережного отношения к природе.
В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется любопытство (любознательность). Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому уже в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе со мной.
Итак, наша лаборатория расположена в “зеленой” комнате, где мы и проводим различные опыты и эксперименты. Здесь разные растения расположены по особым зонам: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, суккулентные, сад кактусов. Здесь же имеется модель дерева с вющимися растениями, чучелами птиц на дереве, чучелами животных под деревом, игрушечными птицами и насекомыми из бросового материала – из полиэтилена, ниток, кусочков ткани. Цель этой зоны: “Кому нужны деревья”.
Для оборудования и материалов в лаборатории стоят шкафы со стеллажами. Для работы стоят детские столы и стульчики. Террариум с черепахами, террариум с дождевыми червями, клетка с попугаем.
Оборудование и материал для лаборатории приобрели с помощью всего коллектива ДОУ и родителей. Это: стеклянные колбы различной формы и размера, пробирки, стеклянные и пластиковые прозрачные стаканчики разного размера. Фильтры изготовили из марлевых распираторов для проходчиков, воронки из пластиковых бутылок. Стеклянные и пластмассовые трубочки, термометры для измерения температуры воздуха и воды, лупы, микроскопы, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, свечи, твердый спирт, спиртовки и т.д.
Собрали материал для экспериментирования: сыпучие и жидкие вещества для растворения в воде и фильтрации, которые находятся в стеклянных емкостях под плотными крышками в целях безопоасности. Различный природный материал: камни, песок, глина, разные виды почв.
Со временем приобретен комплект портретов ученых с информацией об их научных трудах, с которыми знакомим детей.
Галилео Галилей (1564-1642) – итальянский физик и астроном. Установил законы движения, проводя многочисленные опыты. Открыл закон колебания маятника, закон свободного падения. Считается “отцом” экспериментальной физики.
Исаак Ньютон (1643-1727) – английский ученый, создатель современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Для определения трем основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет.
Генри Кавендиш (1731-1810) – английский физик и химик, один из самых великих ученых восемнадцатого века. Открыл состав воздуха и воды, получил в чистом виде водород. Часто в своих исследованиях намного опережал современную науку.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) – российский ученый и изобретатель. Работал в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. Впервые обосновал возможность применение ракет для межпланетных сообщений.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист. Занимался исследованием атмосферного электричества, открыл атмосферу на Венере. Сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений.
В начале учебного года обязательно веду детей на экскурсию в единственную поселковую лабораторию при больнице. Дети знакомятся с работой лаборанта по исследованию организма человека по анализам. В дальнейшем в своей лаборатории мы “играем” в ученых-иссследователей, надеваем белые халаты, на груди у каждого ребенка эмблема нашего эксперимента и надпись ученого у меня., а у детей: “Ученый Ваня Петухов” и т.д.
Прежде чем начать занятие, готовятся столы для опытов. На каждого ребенка: белая салфетка из ткани, небольшой поднос. А на нем уже какое-то оборудование и материал, в зависимости от того, какой опыт будем ставить. Детей завораживает уже то, что надевают белые халаты и знают, что сегодня они будут учеными-исследователями и узнают что-то новое, интересное. Поэтому с удовольствием и большим интересом участвуют в экспериментальной деятельности.
В лаборатории мы проводим в основном плановые наблюдения и эксперименты. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель и задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Но иногда приходится проводить опыты под мое командование, чтобы не лишать детей инициативы и свободы воли, делаю это крайне редко. А участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Дается детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Не обходится и без помощи тем детям, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. Иногда это делаем в словесной форме, а иногда отмесаем на экране, если этот эксперимент требует длительного наблюдения. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется техники безопасности.
В 2007 году я разработала экологический проект “Почва – живая земля”, и с сентября того же года проект был апробирован и внедрен в работу ДОУ. Проект “Почва – живая земля” предназначен для детей старшей группы и основан на экспериментальной деятельности именно с почвой и её обитателями.
Перед тем как внедрить этот проект в работу, была проведена большая совместная работа с коллективом, детьми и их родителями. В теплое время года ходили с детьми на экскурсии в лес, на реки Муякан, Окусикан, на луг с целью ознакомления с почвами, наблюдений и сбора материала для дальнейшей работы по проекту. Материал собирали не только коллекционный, но и массовый. Это песок, плодородная и неплодородная почвы, дерновая земля с луга, хвойная земля из-под лиственниц, листовая земля из-под лиственных деревьев, торф. В огороде отвели место для листовой земли. В теплое время ведем перекопку листовой кучи и наблюдаем, что же с ней происходит. Листья превращаются в плодородную почву. Родители изготовили террариум для дождевых червей, которых сами и принесли. Коллекционный материал собирали очень долго вместе с коллективом и родителями, до сих пор пополняем. Это скопаемые нашей земли: древесный уголь, известь, железная руда, доломит, иприт, слюда, олово, медь.
Массовый материал хранится в больших прозрачных коробках из-под тортов, а коллекционный – в пластиковых стаканах под крышками с надписями.
Экспериментальную деятельность я веду в виде кружковой работы. На кружок “Экологические посиделки”приходят дети единым составом, т.к. за проводимыми экспериментами нужны в основном длительные наблюдения, выводы отмечаем на экране “Почва – живая земля”, дети – зарисовками, я – записями.
Главное достоинство экспериментов, которые ч провожу в своей лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За несколько лет работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.
Литература: Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва 2003 г.