Цели:
Обучающая:
- Формировать умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них;
- Раскрыть в доступной форме пользу огня и приносимый им вред;
- Учить детей осторожному обращению с огнем.
Развивающая:
- Развивать представления об опасностях окружающего мира;
- Развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации;
- Совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.
Воспитательная:
- Воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: свое и окружающих, воспитывать личность безопасного типа;
- Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.
Оборудование: компьютерная презентация, серия плакатов, рисунки учащихся, иллюстрации с изображением “огня - друга и врага”, костюмы героев.
Ход урока
1. Организационный момент.
У.
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке –
Карандаши, ручки и тетрадки.
- Рада приветствовать вас на уроке по правилам пожарной безопасности.
2. Мобилизующий этап.
У. Ребята, любите ли вы путешествовать? Как называется страна, в которую мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно.
Что за зверь такой опасный синевато-желто-красный?
С длинным жарким языком каждый с ним давно знаком.
Не в берлоге он, не в клетке, а в печи, да на плите.
А его лихие детки тоже прячутся кто где.
В зажигалках, в коробках, под стеклом, на потолках.
Д. Огонь (Слайд 1)
У. Итак мы едим в СТРАНУ ОГНЯ. Сегодня мы
поговорим об огне – друге и враге человека.
Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель
нашей работы.
(На экране опорная запись) (Слайд 2)
- Познакомиться с … – …. и … человека.
- Учиться осторожному обращению с … .
- Учиться быть … за жизнь и здоровье свое и
окружающих.
У. Сегодня вы узнаете, что огонь может быть не только верным другом человека, но и стать злым его врагом. Прежде чем отправиться в путешествие необходимо проверить ваши знания, которые нам пригодятся. (Слайд 3)
3. Актуализация знаний.
а)
У. Вспомните номера телефонов, по
которым можно позвонить в различных
экстремальных ситуациях.
Д. 01 – пожарная служба, 02 – милиция, 03 –
скорая помощь,04 – газовая служба (Слайд
4)
б) Самостоятельная работа (тестовое задание) (Слайд 5-8)
У. А сейчас – маленький тест. При выполнении теста выбери нужный телефон и выполни задание.
Задание 1 | Телефоны | |||
Если что-то в глаз попало, Поврежденный глаз не три, Позови на помощь старших, Позвони скорей “ ”. |
01 вверх 6 клеток |
02 вверх 6 клеток |
03 вверх 6 клеток |
04 вверх 6 клеток |
Задание 2 | Телефоны | |||
Если кто-то лезет в дом, Пробивая двери лбом. Двери держаться едва – Позвони скорей “ ”. |
01 влево 4 клетки |
02 вправо 4 клетки |
03 вниз 4 клетки |
04 вверх 4 клетки |
Задание 3 | Телефоны | |||
Пожар мы дружно победим Коль позвоним… |
01 вниз 2 клетки |
02 вверх 2 клетки |
03 вправо 2 клетки |
04 влево 2 клетки |
Задание 4 | Телефоны | |||
Запах почувствовал Квартире Позвони по ноль … |
01 влево 4 клетки |
02 влево 4 клетки |
03 влево 4 клетки |
04 влево 4 клетки |
(Проверка теста сразу) (Слайд 9)
У. Ну что ж, я вижу, что вы обладаете запасом некоторых знаний, готовы прийти на помощь друг другу. Значит, можно отправляться в путешествие за новыми знаниями. В путь!
(Звучит музыка. Дети отправляются в путешествие по карте) (Слайд10)
В каком направлении мы будем двигаться?
4. Изучение нового материала.
А)
У. Вот уже позади пройденные километры. Первая остановка-село
“Огонь – друг”. А вот его жители. Народная мудрость гласит “Огонь – наш друг”. Это действительно так. Древний человек подобрал горящую ветку на опушке, подожженного молнией леса. Отнес ее подальше, стал “кормить” огонь сухими листьями, хворостом, травой. Так, наверное, впервые появился у человека свой собственный “ручной” огонь. Огонь разгонял тьму и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь и сразу стал сильнее льва и тигра. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Бережно хранили огонь люди, боялись, вдруг он потухнет. Стали обкладывать место для огня - получился ОЧАГ. А потом построили настоящий дом: закрыли огонь со всех сторон - получилась ПЕЧКА. Она согревала жилье, на ней готовили пищу. А огонь стал еще и мастером. Давайте познакомимся с профессиями мастера. (Слайд 11-16)
1-й ученик. Все, что мы едим, приходится
варить, жарить, печь. ОГОНЬ ГОТОВИТ НАМ ПИЩУ.
2-й ученик. Человеку понадобилось поле
для посева. Как убрать лес, траву? Лес вырубили,
потом подожгли, деревья сгорели – получилась
ЗОЛА.
- ПЕРВОЕ УДОБРЕНИЕ.
3-й ученик. У многих народов древности
гость, входя в дом, должен был перешагнуть через
костер, потому что хозяева верили, что огонь
прогоняет зло. А ведь это верно, если под злом
понимать вредные микробы, несущие болезни.
Медицинские работники прокаливают на огне свои
инструменты и микробы погибают. ТАК ОГОНЬ
ЗАБОТИТСЯ О НАШЕМ ЗДОРОВЬЕ.
4-й ученик. Глину смешали с песком,
обожгли, так получился КИРПИЧ; Обожгли известняк
и глину, получился ЦЕМЕНТ; СТЕКЛА тоже “вышли”
из огня. ОГОНЬ СТРОИТ НАШИ ДОМА.
5-й ученик. МЕДНАЯ РУЧКА на дверь,
БРОНЗОВАЯ ПУГУВИЦА, АЛЮМИНЕВАЯ КОСТРЮЛЯ тоже с
огнем встречались.
6-й ученик. Огонь согревал воду в котлах
паровоза, превращая ее в пар, пар вез по рельсам
людей и грузы. Старый стал паровоз, его заменили
тепловозы, автомобили, теплоходы им всем нужно
горючее: нефть, бензин, мазут, а все это огонь.
7-й ученик. В воздух человека тоже огонь
поднял. Воздушные шары наполняли нагретым
воздухом, без огня не взлетит и космическая
ракета.
8-й ученик. Вечный огонь у памятников
героям и огонь, зажженный от лучей солнца в
далекой Олимпии, который несут в факельных
эстафетах спортсмены, является символом памяти и
победы.
9-й ученик. Солнце-это тоже огонь, в
огромном раскаленном шаре сгорают газы, выделяя
свет и тепло.
10-й ученик. Всюду, всюду работает огонь.
Даже в холодильнике, холодильнику нужен
электрический ток, а ток получают с помощью огня
на тепловых электростанциях.
11-й ученик.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребята греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
У. Спасибо Вам, жители, за интересный рассказ. Нам пора двигаться дальше.
Б)
У. Но что такое? Маршрут на карте то появляется, то исчезает. Кто решил с нами поиграть? А, да это жители села Физкультминутка, предлагаю нам выполнить физкультминутку. (Слайд17)
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли…
Думали, там страшный зверь.
Наш путь лежит дальше.
В)
У. Третья остановка – село “Огонь – враг”. Нас встречают жители села. Что случилось? Почему ваше село настигла это бедствие?
1-й ученик. Всему виной наше обращение
с огнем.
2-й ученик. Он всегда бывает разным,
удивительный огонь, но когда мы небрежны с огнем,
он становится нашим врагом.
У. И это правда. Огонь приносит нам большую пользу. Огонь – наш друг, но иногда из доброго слуги человека может превращаться в сурового судью беспечности людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимателен в обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электронагревательных приборов, каминов, печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечами. Несчастье может случиться у новогодней елки, если использовать свечи и бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.
У. Посмотрите сказку: “ Сказка об огне - друге и враге”. (Слайд 18-21)
По названию сказки попытайтесь предугадать, о чем пойдет речь.
(Учащиеся высказывают свои предположения).
У. Смотрите внимательно и определите, чье предположение оказалось более точным.
Просмотр сказки.
Ведущий. Усядься, дружок, поудобнее и послушай сказку о могучем и волшебном огне.
Это было давным-давно. Жили-были два бедных юноши. Родители у них состарились и умерли. Тогда отправился младший брат искать свое счастье по белому свету. Долго ли, коротко ли шел он, устал, прилег отдохнуть под деревом. Вдруг проснулся юноша от страшного ветра. Это был сам царь Ветров.
Царь Ветров. Зачем ты, добрый молодец,
пожаловал в мое царство? Или жить тебе надоело?
Ведущий. Не успел путник произнести и
слово в ответ, как вихрем его перенесло во дворец
повелителя Ветров.
Царь Ветров. Вот здесь ты будешь служить
мне, ежедневно перебирая по песчинке песок вон с
той горы. Как только закончишь свой труд, сможешь
вернуться домой.
Юноша. Тут не хватит и трех жизней.
Ведущий. Подумал юноша. Но ничего не оставалось, как приняться за работу, потому что он знал: нет никого на свете сильнее царя Ветров. Работать приходилось с раннего утра до позднего вечера. Однажды усталый юноша возвращался после работы на ночлег и увидел в траве небольшой язычок пламени. Он хотел его затушить, но вдруг услышал человеческий голос:
Огонек. Не топчи меня, не делай мне
больно, а возьми меня с собой, я тебе пригожусь.
Юноша. Но как я тебя возьму? Ты же огонь!
Ведущий. Тогда огонь поведал ему свою
тайну.
Огонек. Когда-то я был таким же юношей. За то, что я ослушался отца своего- повелителя Ветров, он превратил меня в могучий и страшный огонь, чтобы люди боялись и сторонились меня. При бережном же отношении ко мне я совсем не страшен, а наоборот, полезен.
Юноша. Ну что же, пойдем со мной, будешь
мне другом.
Ведущий. И с той поры огонь
действительно стал другом: он обогревал жилище
юноши, готовил обед, сушил одежду и даже освещал
дом, когда было темно. При этом юноша помнил и
строго соблюдал три заповеди, которые поведал
ему друг – огонь.
Огонек. Будь осторожен, не играй с
огнем и не оставляй его без присмотра.
Ведущий. Так жили бы они, но все чаще
стал тосковать младший брат по своему старшему
брату. Об этом узнал огонь и решил помочь
молодому человеку. Много трудностей было на их
пути, но они помогали друг другу. Огонь продолжал
согревать, кормить юношу, а тот прятал огонь от
злого дождя и коварного ветра. Только через три
месяца и три дня пришел юноша в родную деревню.
Очень обрадовался возращению младшего брата
старший брат, да еще с таким добрым другом,
волшебным огнем. И стало в их доме светло, тепло,
уютно. Но вскоре юноша стал забывать о своем
друге, о его трех заповедях. Сильно загрустил
огонь, затаил обиду на юношу, непомнящего добро, и
решил отомстить за это. Когда однажды в доме
никого не было, огонь тихо спрыгнул с печи, пошел
по полу, стенам, потолку, оставляя после себя
пепел и золу. Вернувшись, домой, братья на месте
дома увидели большое пепелище. Так огонь стал в
одно мгновенье врагом. С тех пор люди стали знать,
что огонь нуждается в постоянном внимании, иначе
он может из друга превратиться во врага.
Г)
У. Вам понравилась сказка? Чем? Что себе представили?
Работа над содержанием.
- Когда огонь был другом юноши - жителя села?
- Когда его врагом?
- Какие три заповеди должны помнить и соблюдать
взрослые и дети этого села, чтобы огонь не
превратился из друга во врага?
У. Ну что ж, мне очень приятно, что вы смогли помочь жителям села. Надеюсь, что они не забудут три заповеди. А нам пора возвращаться.
5. Обобщение по теме.
У. Надо помнить всегда, что огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с ним неосторожно, он опять станет диким, разрушит буквально все на своем пути, нанесет огромный ущерб, уничтожит людей. Огонь вырывается из-под контроля и подчинения человека, превращается в пожар. Пожар- явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожают ценности, исчисляемые миллиардами рублей. Все вы, вероятно, не раз видели, как по нашему поселку проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар.
(Слайд 22) Ежегодно в России при пожарах гибнет не менее 10 тысяч человек. В Астраханской области за 2008 год произошло 1122 пожара, при пожарах погиб 91 человек, из них 9 детей. За 2009 год – 153 пожара, погибло 30 человек, из них 5 детей. Для предупреждения пожаров, прежде всего, следует помнить о причинах их возникновения.
1-й ученик.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
2-й ученик.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!
3-й ученик.
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
4-й ученик.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
6. Итог урока.
У. Наше путешествие заканчивается. Пора домой возвращаться. Скажите, над какой темой мы работали, какие цели ставили на уроке? (Ответ детей).
Как выяснилось, вы уже многое знаете, все эти знания будут вашими верными помощниками в изучении нового о пожаре. Я желаю вам всегда стараться соблюдать формулу безопасности: (Слайд 24)
- Предвидеть опасность;
- При возможности – избегать;
- При необходимости – действовать.
Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь! (Слайд25)
7. Рефлексия.
У. Давайте проследим, как менялись ваши чувства на протяжении всего урока, и отразим свои чувства с помощью кружков разного цвета. Выбирая кружок, постарайтесь прокомментировать выбранный вами цвет. (Слайд 26)
Мужество, смелость, любовь, радость, веселье,
красота, опасность – красный кружок.
Внимание, доброта, тепло, солнце, сочувствие –
жёлтый кружок.
Невзрачность, печаль, усталость, тоска,
задумчивость – серый кружок.
Мечта, чистота, праздник, торжественность –
белый кружок.
Беспомощность, равнодушие, безразличие – синий
кружок.
Жизнь, свобода, надежда – зелёный кружок.
Использованная литература:
- ОБЖ. Поурочные планы. Волгоград. Издательство “Учитель”-2004 год;
- Методический журнал “Основы Безопасности Жизни”. Издательство “Русский журнал”-2004-2008 г.