Урок по математике. Тема: "Умножение суммы на число" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

Образовательные:

  • Вывести правило умножения суммы на число (распределительное свойство умножения), сформировать способность к выполнению его на основе внетабличного умножения.
  • Закреплять навыки табличного умножения и деления;
  • Совершенствование навыков решения выражений на сложение и вычитание в пределах 1000;
  • Совершенствовать навыки решения задач “больше в несколько раз”, “меньше в несколько раз”, “больше на”, “меньше на”;
  • Совершенствовать навыки решения выражений на порядок действий.

Развивающие:

  • Развитие математической речи;
  • Развитие внимания;
  • Развитие логического мышления;
  • Развитие кругозора.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Аккуратность в ведении тетради;
  • Воспитывать желание преодолевать трудности.

Оборудование: учебник по математике для 2 класса (ч3) Л. Петерсон, презентация (сюжетная линия – путешествие по Индии), компьютер.

Ход урока

I. Орг.момент.

У: Здравствуйте. Садитесь.

II. Устный счет. Слайд 1-3

Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Сопровождать нас будет знаменитый русский путешественник, купец. Но кто он и в какую страну мы отправимся сразу не отгадать. Для этого нам надо найти значение выражений.

- Какое выражение в каждом столбике лишнее, почему? Как называются компоненты умножения? Как называются компоненты деления?

9 • 8 = ?
20 • 6 = ?
10 • 9 = ?
36 : 6 = ?
8 • 30 = ?
6 • 7 = ?
9 • 9 = ?
70 • 7 = ?
72 : 8 = ?
5 • 4 = ?

6 240 20 6 490
         

 

81 90 81 240 81 72 6 42
               

 

240 6 120 6 9 6 240
             

У: Мы попали в замечательную страну – Индия.

Индия – страна одной из древнейших цивилизаций мира, богатейших природных условий и теплого климата.

Мы будем путешествовать по этой стране, познакомимся с новым видом умножения, будем решать задачи, увидим достопримечательности Индии.

Сопровождать нас будет Афанасий Никитин.

Афанасий Никитин (?-1475) – русский путешественник, тверской купец и писатель.

Он был одним из первых европейцев, побывавших в Индии в эпоху Великих географических открытий и, первым, оставившим ее описание.

III. Актуализация знаний. Слайды 4-5

У: Ребята, но прежде чем взять вас с собой, Афанасий Никитин предлагает вам выполнить его задание:

- Найдите площадь фигуры 2-мя способами.

1 вариант

1сп. 7 • 9 + 3 • 9 = 90
2сп. (7 + 3) • 9 = 90

2 вариант

1сп. 70 • 9 + 30 • 9 = 900
2сп. (70 + 30) • 9 = 900

Сравнивают два способа решения и делают вывод:

(7+3) • 9 = 7 • 9 +3 • 9
(70 +30) •9 = 70 • 9 +30 • 9

Постановка проблемы.

- Вы замечательно справились с первым заданием, но чтобы сойти с корабля на сушу , необходимо открыть 3 замка, найти значение выражений. Тогда мы с вами сможем увидеть одно из семи чудес света.

6 • 8 =
30 • 8 =
36 • 8 =

У:

Где и почему возникло затруднение?
Чем последний пример отличается от предыдущего?

(Один из множителей двузначное число).

У: Во втором выражении тоже двузначное число.

(Там круглое число, а в третьем примере нет).

У: Значит, какой новый случай умножения нам встретился?

(Умножение двузначногочисла).

Знакомство с темой урока.

У: Такие случаи умножения называют внетабличными. Наша цель-научиться выполнять внетабличное умножение.

Открытие детьми нового знания.

У: На какие части вы бы предложили разбить число 36, чтобы свести умножение к известным случаям?

(30 + 6) • 8

- А какие равенства, которые мы сегодня построили, подсказывают нам как умножить сумму на число?

(7+3) • 9 = 7 • 9 +3 • 9
(70 +30) •9 = 70 • 9 +30 • 9

Выполняют действия:

(30 + 6 ) • 8 = 30 • 8 + 6 • 8 = 240 + 48 = 288

А. Никитин: Вы справились с замками, теперь вы можете сойти с корабля и подойти к дворцу поближе Но впереди вас ждут другие достопримечательности этой страны. Однако пешком идти нельзя . Нам понадобятся слоны. Чтобы получить их нужно выполнить задание в учебнике стр. 73

Работа с учебником.

№ 1 стр. 73 Распределительное свойство умножения (закрепляют полученные знания, делают вывод):

а • с + в • с = (а + в) • с

В итоге выводим правило:

“Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные произведения сложить”.

Первичное закрепление.

У: Давайте вместе составим алгоритм решения примеров на внетабличное умножение.

  1. Представить двузначный множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Выполнить умножение суммы на число.

№ 2 стр. 73 (фронтальный опрос).

(Решают с комментированием).

Физкультминутка.

Раз поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

Работа в тетрадях. Слайд 6

У: Откройте тетради. Запишем число, классная работа.

Минутка чистописания.

Пропишем цифру 1.

В центре клеточки поставили точку, ведем линию в правый верхний угол, наклонная вниз до середины нижней стороны клетки. Обратите внимание, чтобы цифра была из правого верхнего угла.

У: Теперь у нас есть слоны . Но люди не могут обойтись без карты, уезжая в неизвестные края. Нам дадут карту, если мы выполним задание.

Работа с учебником.

Решение задачи. Слайд 7

- Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить? Почему? (Нет, мы не знаем сколько пряностей он купил в двух других городах)
- Что сказано про 2-й город? (В два раза больше, чем в 1-м)
- Можно ли узнать, сколько во 2-м городе? Каким действием? (Да, умножением)
- Что известно про 3-й город? Каким действием мы это узнаем? (Сложением)
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Каким действием? Запишите решение задачи. (Затем проверяют)
- Молодцы

Закрепление пройденного.

№ 7 стр. 74

Я предлагаю вам игру
И три числа вам даю
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать вы решите.

80 60 480

На пути у нас Красный Форт. Но в Индийском океане, омывающим южный берег Индии начался шторм. Чтобы не сбиться с пути нужно зажечь факелы.

А для этого надо выполнить 3 задания:

Работа у доски.

Решение примеров (по 1 чел с каждого ряда).

Слайд 8

1 факел:

94 – (26 + 9) : 7 = 89

1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения

2 факел:

70 – (32 + 4) : 4 = 61

1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения

3 факел:

60 – (72 – 9) : 7 = 51

1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения

Теперь мы не потеряемся в океане. Берега Индии снова открываются нашему взору. Перед нами одна из достопримечательностей Индии Красный Форт.

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться домой, но что это???

Древние индийские воины преградили нам путь. Они не пропустят нас, пока мы не справимся с их заданием.

Самостоятельная работа. Слайд 9

1 воин: Я задумал число, умножил его на 3, потом прибавил 33, сумму разделил на 9 и из полученного результата вычел 6 .В итоге у меня остался 0. Какое число я задумал?
2 воин предлагает вам провести блиц-турнир:

а) В книге 54 страниц. Принцесса Мумтаз Махал, читала каждый день 9 страниц. За сколько дней она прочитала книгу?
б) В одной книге 37 страниц, а в другой в 5 раз больше. Сколько страниц во второй книге?
в) В одной книге 26 страниц. Это в 7 раз меньше, чем во второй. Сколько станиц в двух книгах ?

Итог урока.

Мы преодолели все препятствия и преграды и благополучно вернулись домой.

С какой страной познакомились?
Что нового узнали?
Понравилось ли путешествие?

Домашнее задание. Слайд 10

Открыли дневники, записали домашнее задание № 5 стр. 74 . После того как вы найдёте значения выражений, расположите ответы в порядке возрастания, вы узнаете имя ещё одного выдающегося мореплавателя эпохи Возрождения. В 1519-1521гг. он руководил экспедицией впервые совершившей кругосветное путешествие. Из 265 участников экспедиции вернулись только 18 человек. В экспедиции погиб и он сам. Его именем назван пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и две звёздные системы.