Задачи:
Образовательные:
Вывести правило умножения суммы на число
(распределительное свойство умножения),
сформировать способность к выполнению его на
основе внетабличного умножения.
Развивающие:
- Развитие математической речи;
- Развитие внимания;
- Развитие логического мышления;
- Развитие кругозора.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике;
- Воспитывать самостоятельность;
- Аккуратность в ведении тетради;
- Воспитывать желание преодолевать трудности.
Оборудование: учебник по математике для 2 класса (ч3) Л. Петерсон, презентация (сюжетная линия – путешествие по Индии), компьютер.
Ход урока
I. Орг.момент.
У: Здравствуйте. Садитесь.
II. Устный счет. Слайд 1-3
Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Сопровождать нас будет знаменитый русский путешественник, купец. Но кто он и в какую страну мы отправимся сразу не отгадать. Для этого нам надо найти значение выражений.
- Какое выражение в каждом столбике лишнее, почему? Как называются компоненты умножения? Как называются компоненты деления?
9 • 8 = ?
20 • 6 = ?
10 • 9 = ?
36 : 6 = ?
8 • 30 = ?
6 • 7 = ?
9 • 9 = ?
70 • 7 = ?
72 : 8 = ?
5 • 4 = ?
6 | 240 | 20 | 6 | 490 |
81 | 90 | 81 | 240 | 81 | 72 | 6 | 42 |
240 | 6 | 120 | 6 | 9 | 6 | 240 |
У: Мы попали в замечательную страну – Индия.
Индия – страна одной из древнейших цивилизаций мира, богатейших природных условий и теплого климата.
Мы будем путешествовать по этой стране, познакомимся с новым видом умножения, будем решать задачи, увидим достопримечательности Индии.
Сопровождать нас будет Афанасий Никитин.
Афанасий Никитин (?-1475) – русский путешественник, тверской купец и писатель.
Он был одним из первых европейцев, побывавших в Индии в эпоху Великих географических открытий и, первым, оставившим ее описание.
III. Актуализация знаний. Слайды 4-5
У: Ребята, но прежде чем взять вас с собой, Афанасий Никитин предлагает вам выполнить его задание:
- Найдите площадь фигуры 2-мя способами.
1 вариант
1сп. 7 • 9 + 3 • 9 = 90 |
2 вариант
1сп. 70 • 9 + 30 • 9 = 900 |
Сравнивают два способа решения и делают вывод:
(7+3) • 9 = 7 • 9 +3 • 9
(70 +30) •9 = 70 • 9 +30 • 9
Постановка проблемы.
- Вы замечательно справились с первым заданием, но чтобы сойти с корабля на сушу , необходимо открыть 3 замка, найти значение выражений. Тогда мы с вами сможем увидеть одно из семи чудес света.
6 • 8 =
30 • 8 =
36 • 8 =
У:
Где и почему возникло затруднение?
Чем последний пример отличается от предыдущего?
(Один из множителей двузначное число).
У: Во втором выражении тоже двузначное число.
(Там круглое число, а в третьем примере нет).
У: Значит, какой новый случай умножения нам встретился?
(Умножение двузначногочисла).
Знакомство с темой урока.
У: Такие случаи умножения называют внетабличными. Наша цель-научиться выполнять внетабличное умножение.
Открытие детьми нового знания.
У: На какие части вы бы предложили разбить число 36, чтобы свести умножение к известным случаям?
(30 + 6) • 8
- А какие равенства, которые мы сегодня построили, подсказывают нам как умножить сумму на число?
(7+3) • 9 = 7 • 9 +3 • 9
(70 +30) •9 = 70 • 9 +30 • 9
Выполняют действия:
(30 + 6 ) • 8 = 30 • 8 + 6 • 8 = 240 + 48 = 288
А. Никитин: Вы справились с замками, теперь вы можете сойти с корабля и подойти к дворцу поближе Но впереди вас ждут другие достопримечательности этой страны. Однако пешком идти нельзя . Нам понадобятся слоны. Чтобы получить их нужно выполнить задание в учебнике стр. 73
Работа с учебником.
№ 1 стр. 73 Распределительное свойство умножения (закрепляют полученные знания, делают вывод):
а • с + в • с = (а + в) • с
В итоге выводим правило:
“Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные произведения сложить”.
Первичное закрепление.
У: Давайте вместе составим алгоритм решения примеров на внетабличное умножение.
- Представить двузначный множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
- Выполнить умножение суммы на число.
№ 2 стр. 73 (фронтальный опрос).
(Решают с комментированием).
Физкультминутка.
Раз поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Работа в тетрадях. Слайд 6
У: Откройте тетради. Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
Пропишем цифру 1.
В центре клеточки поставили точку, ведем линию в правый верхний угол, наклонная вниз до середины нижней стороны клетки. Обратите внимание, чтобы цифра была из правого верхнего угла.
У: Теперь у нас есть слоны . Но люди не могут обойтись без карты, уезжая в неизвестные края. Нам дадут карту, если мы выполним задание.
Работа с учебником.
Решение задачи. Слайд 7
- Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу на
него ответить? Почему? (Нет, мы не знаем сколько
пряностей он купил в двух других городах)
- Что сказано про 2-й город? (В два раза больше,
чем в 1-м)
- Можно ли узнать, сколько во 2-м городе? Каким
действием? (Да, умножением)
- Что известно про 3-й город? Каким действием мы
это узнаем? (Сложением)
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
Каким действием? Запишите решение задачи. (Затем
проверяют)
- Молодцы
Закрепление пройденного.
№ 7 стр. 74
Я предлагаю вам игру
И три числа вам даю
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать вы решите.
80 60 480
На пути у нас Красный Форт. Но в Индийском океане, омывающим южный берег Индии начался шторм. Чтобы не сбиться с пути нужно зажечь факелы.
А для этого надо выполнить 3 задания:
Работа у доски.
Решение примеров (по 1 чел с каждого ряда).
1 факел:
94 – (26 + 9) : 7 = 89
1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения
2 факел:
70 – (32 + 4) : 4 = 61
1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения
3 факел:
60 – (72 – 9) : 7 = 51
1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения
Теперь мы не потеряемся в океане. Берега Индии снова открываются нашему взору. Перед нами одна из достопримечательностей Индии Красный Форт.
Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться домой, но что это???
Древние индийские воины преградили нам путь. Они не пропустят нас, пока мы не справимся с их заданием.
Самостоятельная работа. Слайд 9
1 воин: Я задумал число, умножил его на 3, потом
прибавил 33, сумму разделил на 9 и из полученного
результата вычел 6 .В итоге у меня остался 0. Какое
число я задумал?
2 воин предлагает вам провести блиц-турнир:
а) В книге 54 страниц. Принцесса Мумтаз Махал,
читала каждый день 9 страниц. За сколько дней она
прочитала книгу?
б) В одной книге 37 страниц, а в другой в 5 раз
больше. Сколько страниц во второй книге?
в) В одной книге 26 страниц. Это в 7 раз меньше, чем
во второй. Сколько станиц в двух книгах ?
Итог урока.
Мы преодолели все препятствия и преграды и благополучно вернулись домой.
С какой страной познакомились?
Что нового узнали?
Понравилось ли путешествие?
Домашнее задание. Слайд 10
Открыли дневники, записали домашнее задание № 5 стр. 74 . После того как вы найдёте значения выражений, расположите ответы в порядке возрастания, вы узнаете имя ещё одного выдающегося мореплавателя эпохи Возрождения. В 1519-1521гг. он руководил экспедицией впервые совершившей кругосветное путешествие. Из 265 участников экспедиции вернулись только 18 человек. В экспедиции погиб и он сам. Его именем назван пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и две звёздные системы.