Олимпиада – одна из наиболее распространённых форм внеклассной работы, которая способствует развитию интереса к предмету и творческой активности. Практика показывает возможность и целесообразность проведения такого рода соревнований среди младших школьников.
Важнейшие особенности олимпиады.
- Олимпиада должна занимать значительный промежуток времени, по возможности – целый учебный год.
- Олимпиада должна быть массовой, с тем чтобы каждый школьник мог принять в ней участие. Причем надо стремиться к обеспечению равных возможностей для всех детей.
- Олимпиада должна носить многоступенчатый характер – от масштаба отдельного класса до объединения нескольких территорий (в начальных классах таким объединением может быть город, район).
Такое построение олимпиады позволяет участвовать в ней всем школьникам. При этом выигрывают не только победители, но и участники.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес не только к русскому языку, но и к другим наукам.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность проверить свои знания, а также развивается сообразительность, чувство слова, формируется умение творчески применить имеющиеся знания. Формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху. Одновременно олимпиада является показателем эффективности работы учителя.
Характер заданий определяется, прежде всего, объемом умений и навыков по предмету для каждого класса.
ПАМЯТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Правила для проведения I тура.
- В классе проводится 1-й тур олимпиады.
- Участники олимпиады рассаживаются за парты по одному, или предлагается 2 варианта заданий.
- Перед началом работы учащиеся подписывают листы с олимпиадными заданиями.
- Учитель проводит общий инструктаж (объясняет как отметить правильный ответ, сколько дается времени на выполнение, что во время работы нельзя разговаривать и отвлекаться).
- Работы собираются сразу по истечении установленного времени (1 урок).
- Подведение итогов должно быть объективным (см. приложение 3).
- Результаты выполнения заданий записываются в ведомость (см. приложение 1).
Правила для проведения II тура.
- В каждой параллели для победителей классной олимпиады проводится 2-й тур олимпиад.
- Участники олимпиады рассаживаются за парты по одному.
- Перед началом работы проводится кодирование: на отдельном листе каждый учащийся записывает свою фамилию и имя, пишет код, присвоенный ему (номер по порядку, номер посадочного места и т.д.). Листы с кодом находятся у ответственного до полной проверки всех олимпиадных работ.
- На рабочих листах ставится только код. Необходимо предупредить: если кто-либо из участников напишет свою фамилию или какие-то знаки, то эта работа будет аннулирована.
- Ответственный проводит общий инструктаж (объясняет как отметить правильный ответ, сколько дается времени на выполнение, что во время работы нельзя разговаривать и отвлекаться).
- Работы собираются сразу по истечении установленного времени (1 урок).
- Подведение итогов должно быть объективным. Для этого привлекаются учителя, не работающие с участниками олимпиады (см. приложение 4).
- Результаты выполнения заданий записываются в ведомость (см. приложение 2).