"Укрепляем здоровье, играя"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым……”

Ж-Ж Руссо.

“Здоровый нищий счастливей больного короля”.

Артур Шопенгаун.

Оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом.

Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия (формулировка Всемирной организации здравоохранения).

В раннем детстве умственное развитие идет в тесном взаимодействии с его физическим развитием. Важно с самых первых лет предоставить ребенку свободу движений, делать с ним как можно больше упражнений, всячески способствовать развитию его двигательной активности.

Работу по сохранению и креплению здоровья детей своей группы провожу в соответствии со схемой (см. приложение №1) , уделяя особое внимание детским играм

Игра - основной вид деятельности ребенка. Она жизненно необходима для сохранения и укрепления здоровья ребенка и его физического развития.

Игра ребенка – символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками ребенок может показать больше, чем выразить в словах, как относиться к себе.

Психика ребенка, особенно в раннем возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что, “надо” и полезно, а потому, что ему это нравится. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении

Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение- это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство. Первые представления о мире, вещах и явлениях к ребенку приходят через движение его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве.

Сила, ловкость, быстрота, скоординированность – показатели правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений более всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей младшего возраста.

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания детей является игра

Именно поэтому для сохранения и укрепления здоровья детей использую следующие виды игр:

а) игры с песком и водой;
б) пальчиковые игры;
в) подвижные игры.

Внимание детей раннего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность игры невелика: до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10 минут.

Игровой материал должен быть ярким; голос ведущего, заинтересовывающим, и может быть даже интригующим. Взрослый сам должен включиться в игру.

В течение дня игры повторяются по несколько раз с учетом чередования видов деятельности и нагрузки. Не следует забывать, что любая нагрузка гораздо лучше, полезней ее отсутствия.

Все дети независимо от возраста должны иметь возможность, проводить время просто, наслаждаясь ощущениями, которые доставляют полоскание рук в теплой воде или пропускание песка между пальцами. С этой целью в группе создан центр песка и воды.

Вода первый и любимый всеми детьми объект для игр и исследований. Игры с водой создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний. Организуя игры с водой мы одновременно решаем много разных задач :

- способствуем физическому развитию организма (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию);

- снятию психического напряжении;

- агрессии;

- снятию состояния внутреннего дискомфорта, кроме того, на ладонях и пальцах рук расположены рефлекторные точки, которые связывают пальцы рук с внутренними органами, а действия с водой и песком сохраняют и укрепляют организм ребенка.

Следует отметить, что в естественной среде ребенок чувствует комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Игры с песком позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются средством для развития самореализации ребенка. Песок хорошее психопрофилактическое средство. Он способен “заземлять” негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.

Организуя игры, следует помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна и знакома. Проведение таких игр с детьми раннего возраста способствует развитию у детей тактильно- кинестетической чувствительности, а так же мелкой моторики рук и укреплению здоровья детей, созданию у детей радостного настроения, повышению жизненного тонуса, дают детям возможность пережить массу приятных и полезных впечатлений и знаний.

Что нужно для организации игр с песком и водой: установить устойчиво емкости; к емкостям должен быть свободный доступ; верхний край емкости должен находиться на уровне пояса ребенка; уровень воды и песка должен быть не более 7 сантиметров. Игровое оборудование необходимое для игр с водой это: резиновые, пластмассовые и механические игрушки; природный материал: шишки, камушки, ракушки, желуди, скорлупки грецкого ореха, кора деревьев; разнообразные воронки, деревянные палочки; трубочки, воронки, ложечки.

Игровое оборудование для игр с песком: песочные наборы; ведро с формочками, совочки, персонажи сказок, животные, растения, машинки и т.д.

Мне кажется уместно здесь стихотворение Т.Грабенко:

“Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье доброта
Чтоб вера в детство не пропала

Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется длинной сказкой

Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя познания дорогу. ”

Игры и упражнения, используемые, с детьми в центре песка и воды планирую исходя из темы недели.

Считаю, что не менее важную роль в охране и укреплении здоровья детей играю и пальчиковые игры.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известная всем “Сорока – Ворона ….”, “Ладушки”, “Идет коза рогатая” и т.д.Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время ученые доказали, что тонкие движения кистей и пальцев рук развивают координацию движений, приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость положительно влияют на укрепление здоровья детей.

Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. С особым интересом дети наблюдают, когда взрослый манипулирует пальцами рук, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем. Они хотят попробовать сделать тоже, самое сами. Дети любят делать все так, “как большие” - это закон развития души и духа, и относиться к этому, надо с пониманием и терпением подчас проявляя находчивость.

Важно в данный период поддерживать эмоциональный настрой малыша, а заодно и обогащать его игровой опыт.

В практической деятельности с детьми использую пальчиковые игры , доступные детям раннего возраста автора Елены Михайловны Косиной; “Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ”. При планировании работы с детьми, включаю пальчиковые игры в утренний отрезок времени, возвращаясь неоднократно к ним в течение всего дня. Важно помнить! Любые упражнения будут эффективны только при регулярном их использовании.

Для растущего организма очень важно своевременное психомоторное развитие, так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нормализацию мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата. Кроме того, у детей развивается сила, ловкость, быстрота.

Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе. Они помогают перевести мозг на новый режим работы с оптимизацией течения нервных процессов, повышением неспецифического иммунитета.

Более эффективного метода, чем игра в педагогике пока еще не придумано.

Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения разных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщая малыша к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна.

При выборе подвижной игры обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, время года, игры большой подвижности провожу во время утренней прогулки, а на вечерней прогулке провожу игры средней подвижности, чтобы дети не уставали. В игру вовлекаю всех воспитанников. Однако некоторые игры, например игры с бегом (особенно вначале учебного года) провожу с подгруппой детей. Особенностью методики проведения подвижных игр для детей этой группы является то, что воспитатель берет на себя ведущую роль и на протяжении всей игры он поощряет детей и подсказывает им их действия. В своей деятельности использую подвижные игры рекомендованные программой.

Определенную работу по формированию культуры здорового образа жизни провожу и с родителями. Главное здесь – формировать активную жизненную позицию в воспитании и оздоровлении детей; преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в группе.

С целью просвещения родителей в родительских уголках систематически помещаем консультации на темы: “Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста”, “Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей”, “Пальчиковые игры”, комплексы: “Пальчиковой гимнастики”, “Дыхательной гимнастики”, “Точечный массаж”, “Полоскание рта холодной водой”.

С родителями проведен семинар практикум на тему: “Здоровье – всему голова!”, на котором с сообщением “Закаливание - путь к укрепления здоровья детей” выступила педиатр Захарова Г.В ; “Об организации питания детей” рассказала медсестра Спиридонова О.В.; в рубрике “Советы доктора Градусника” старшая медсестра Кулаковская О.Ф. рассказала о приемах закаливания детей в домашних условиях. практические занятия : “Пальчиковые игры”провела с детьми воспитатель Ядринцева Т.А.; “Точечный массаж” - воспитатель Бибикина М.К. Занятие по арт-терапии “Ущерб и его компенсация” провела педагог психолог Чуракова Т.В.

Родители совместно с детьми сделали коллажи на тему “Папа, мама, я – спортивная семья”. Внутри ДОУ в мае 2009г подготовлен выпуск информационно - методической газеты на тему “Значение игры в жизни ребенка”

Определенные результаты достигнуты в работе с детьми. Об этом можно судить по проведенным мониторингам состояния здоровья детей данной группы за последние три года.

Учебный год Процент простудных заболеваний Продолжительность болезни в днях
2006-2007 13% 7
2007-2008 11% 6
2008-2009 9% 5

Презентация.