Цель:
- Дать представление о том, как изменяется жизнь диких животных весной;
- Показать связь жизни этих животных с неживой природой и растениями весной;
- Воспитывать бережное отношение к природе. Прививать любовь к животным.
Оборудование:
- рисунок Лесовичка,
- рисунки раннецветущих растений,
- раздаточный материал: грибы и ягоды, корзинка,
- Атлас - определитель,
- фотографии растений и диких животных,
- физическая карта Кемеровской области,
- толковый словарь Ожегова,
- грамзапись пения птиц,
- запись рассказов Старичка-Лесовичка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в экспедицию (Объяснить значение слова) А будет нас сопровождать проводник. Старичок–Лесовичок.
- Посмотрите, какой он? (добрый, веселый, симпатичный)
- Но, прежде всего Старичок-Лесовичок хочет послушать, как мы приготовились к экспедиции. Он прислал нам корзинку, а в неё оказались грибы и ягоды. А на них вопросы. И нам нужно на них ответить.
Давайте будем брать из корзинки грибок или ягодку и отвечать на вопросы Лесовичка.
- Какие изменения происходят с растениями весной?
- Какие растения называются раннецветущими?
- Расскажите по иллюстрациям об этих растениях.
- С чем связаны эти изменения?
Обобщение: На жизнь растений повлияли изменения, произошедшие в неживой природе.
- Правильно, ребята. Но не только на растения, но и на животный мир, оказывается, влияет неживая природа. И мы сегодня убедимся в этом.
III. Сообщение темы и цели урока.
Итак, отправляемся в путь.
Старичок-Лесовичок поведет нас по лесу, познакомит с жизнью диких животных весной. Там мы найдем, какие изменения происходят весной с дикими животными и как неживая природа влияет на эти изменения.
- В конце экспедиции вы должны ответить на эти вопросы: (на доске).
- Какие изменения происходят весной с дикими животными?
- Чем вызваны эти изменения?
- Как надо охранять диких животных?
- Больше ли становится корма? Почему?
- Вот мы и в лесу. Послушайте, как поют птицы. Хорошо в лесу, весело.
Что же нам расскажет Старичок – Лесовичок, давайте послушаем (звучит запись).
- С приходом весны становится в лесу весело и шумно. Появляется больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно в это время у большинства зверей появляются детеныши. Ведь, чем больше корма, тем легче прокормить им своих детенышей.
- Внимание! О каких зверях нам задает загадку Лесовичок? (фотографии животных)
Я большой и косолапый
Неуклюжий и смешной
Я живу в лесу дремучем
Очень мед люблю пахучий. (Медведь)
Рисунок 1.
-Что вы знаете о медведе? А вот послушайте рассказ Лесовичка.
- Весна ещё ранняя – апрель. Снегу в лесу много, он ещё плотно лежит. Глубоко медведь вязнет в нем. Вылез из берлоги, не терпится ему. И вот пошел, рухнув сразу в сугробы. Похудел за зиму, голодный зверь, все жуёт и гложет, то землю, то все живое, что суетится на земле. Медведицу можно встретить и весной и летом. Родятся медвежата у неё ещё в конце зимы, но до весны мычат с матерью в берлоге. А как пригреет солнышко, растает снег, тут вся семейка и вылезает на проталинку. Бегают медвежата по лужайке, кувыркаются, играют, а мать ходит тут же рядом, камни переворачивает, жучков и червяков ищет.
- Прочитаем вторую загадку.
Его обижают и звери и птицы
Он каждого кустика в поле боится
Зимою под елкой он так замерзает
Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)
Рисунок 2
- Лесовичка и о зайце в корзинке целая история.
Заяц особый зверь. Три раза в году у него бывают зайчата: первые е марте – апреле, последние в августе, сентябре. И называют их -Листопаднички.
Зайчата родятся зрячими и самостоятельными. Мать кормит их жирным молоком всего несколько раз. Покормит и убежит, они таяться, сидят смирно и дрожат: греются так. Если чужая зайчиха найдет малого зайчонка, обязательно покормит его, как своего собственного. Скоро зайчата начнут, есть самостоятельно траву и листья. Обычно зайцев видят удирающими. У него малоподвижная шея, а ведь ему надо смотреть назад, чтобы видеть того, от кого убегает. Вот он и скашивает глаза. А люди решили, что он косит. И прозвали его косой.
- А вот ещё загадка.
Я рыжая плутовка
Хитрая и ловкая
В сарайчик попаду,
Цыпленка украду. (Лиса)
Рисунок 3
- Ребята, что вы знаете про лису? Почему она не запасает корм ни летом, ни осенью?
- Где прячется от непогоды, от врагов?
Послушаем рассказ Лесовичка.
- Хитрая лиса весной прячется в заброшенной барсучьей норе, а иногда и вместе с барсуком в разных отгородках подземного лабиринта, там у неё родятся 4 – 6 лисят, а то и 12. Люди найдут их, думают, что волчата, но отличить малых лисят можно по белому кончику носа. 1 – 2 месяца кормит лиса их молоком, потом потихоньку её детеныши выходят в разведку. Мать им приносит живую добычу. Красивый и пушистый мех спасает лису от мороза. Не только у лисы такой мех. Вот послушайте загадку!
Проворная зверушка,
Живет в дупле – избушке.
Целый день прыг – скок
Отыскала грибок.
Нанижет на сучок, заготовит впрок. (Белка)
Рисунок 4
У Лесовичка и про неё, и про других животных есть что рассказать.
- У белки весной, а потом ещё и летом рождаются бельчата, от 3 – 9. крохотные, слепые, совсем беспомощные. Мать кормит их молоком. Через месяц у них открываются глаза, а через 2 бельчата уже из гнезда вылезают и живут каждый своей жизнью.
- А вот и дикая свинья. Весной дикая свинья в чаще леса готовит логово, выстилает его мхом, хвоёй и старыми листьями. Здесь у неё родятся 6 – 8 поросят. Полосатая окраска делает их незаметными среди лесных зарослей.
- В мае рождаются детеныши и у косули, пятнистая окраска помогает скрываться среди кустов.
IV Работа по карте Кемеровской области.
- Ребята, давайте посмотрим и найдем на карте где и какие дикие животные есть на территории нашей области.
- Молодцы! А теперь найдите, о каких животных рассказывает вам учебник.
V. Работа с учебником.
Прочитайте, как люди охраняют диких животных.
VI. Обобщение и закрепление по теме.
Таким образом, почти у всех диких животных весной появляются детеныши, которые не умеют самостоятельно добывать себе пищу, поэтому охота на зверей в это время года запрещена. У всех зверей происходит линька. Густая зимняя шерсть меняется на более редкую. А у зайцев, белок, песцов изменяется и окраска шерсти.
- Для охраны животных есть заповедники, где их подкармливают.
- Охранять природу – это важнейшая обязанность людей, слово Родина и природа неразделимы. Природа нашей страны очень богата и прекрасна, нужно беречь ее, помогать, ей, постоянно заботиться о ней.
- Прочитайте слова М Пришвина.
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы,
И она для нас кладовая солнца.
С великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять
Их надо открывать и показывать.
VII. Итог урока.
- О чём же мы узнали в нашей экспедиции?
- Давайте ответим на наши вопросы.
VIII. Рефлексия.
- Старичок-Лесовичок очень доволен вами, он даже повеселел. МОЛОДЦЫ, ребята, хорошо поработали.
Что вам понравилось во время экспедиции больше всего?
Просмотр рисунка.
Рисунок 5