Электронный учебник "Элементы статистики и теории вероятностей. Статистические характеристики"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в школьные программы элементов статистики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют вероятностно статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека. Без минимальной вероятностно-статистической грамотности трудно адекватно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Современные физика, химия, биология, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятностно статистической базе. И, без соответствующей подготовки, невозможно полноценное изучение этих дисциплин уже в средней школе.

В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в государственный стандарт основной школы. В связи с изменениями "Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Математика." (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089) и программ по математике впервые введены элементы статистики и теории вероятностей.

В "Требованиях к уровню подготовки выпускников" говорится, что в результате изучения математики ученик должен уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, составлять таблицы, вычислять средние значения результатов измерений. В "Общей характеристике учебного предмета" обращается внимание на то, что элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Изучение темы "Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей" начинается уже с 5 класса (в учебнике Виленкина Н.Я. и др. встречаются комбинаторные задачи), но изучение теоретического материала начинается с 7 класса (учебник Макарычева Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др). В 7-м классе изучается тема "Статистические характеристики", на её изучение отводится 4 часа.

И становится актуальным вопрос о методической поддержке этого курса.

Проблема заключается в том, что методических и дидактических материалов для успешного изучения этой темы пока создано недостаточно. Я думаю, что создание электронного учебника позволит учащимся, более качественно усвоить тему «Статистические характеристики»-одну из тем ,школьного курса « Элементы статистики и теории вероятностей». Целью моей работы стало создание электронного учебника курса «Элементы статистики и теории вероятности. Статистические характеристики». Я поставила перед собой задачи:

  1. Изучить литературу по теме «Элементы статистики и теории вероятности. Статистические характеристики».
  2. Подобрать тренировочные упражнения и контрольные вопросы.
  3. Создать электронный учебник «Элементы статистики и теории вероятностей. Статистические характеристики» в Power Point.(Презентация)

При изучении элементов статистики и теории вероятностей в школе нужно:

  • дать законченное элементарное представление о элементах статистики и теории вероятностей и их тесной взаимосвязи;
  • подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов;
  • избегать утративших свою актуальность для общества примеров и задач, в том числе задач из азартных игр (привлекать самые различные источники от государственной статистики до примеров из повседневной жизни учащихся, биометрические данные человека, школьные оценки, показатели физического развития и т.п.)
  • иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.

Все это, безусловно, будет способствовать усвоению простых, но принципиально новых для учащихся понятий, росту интереса учащихся к математике в целом, формированию современного мировоззрения и умения ориентироваться в изменчивом информационном мире.

Библиография:

  1. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.- М.: Просвещение, 1999-2002.      
  2. 2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.- М.: Просвещение, 2000-2002.      
  3. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.- М.: Просвещение,2001-2002.
  4. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятность. Статистика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7-9 кл. – М.: Мнемозина, 2002. (к учебникам А.Г. Мордковича)
  5. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Алгебра, 7-9: Элементы статистики и вероятность. - М.:  Просвещение, 2003. (к учебникам А.Ш. Алимова и др.)
  6. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика, 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Бунимович Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе  математики.- Математика в школе, №4, 2002.
  8. Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».- Математика в школе, №3, 2003.
  9. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События, вероятности, статистическая обработка данных.- Математика (приложение к газете «Первое сентября»), №34, 35, 41, 43, 44, 48, 2002, №11, 17, 2003.
  10. Селютин В.Д. О формировании первоначальных стохастических представлений.- Математика в школе, №3, 2003.
  11. Селютин В.Д. О подготовке учителей к обучению школьников стохастике.- Математика в школе, №4, 2003.
  12. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики в курсе математики 7-9 классов основной школы.- Математика в школе, №3, 2003.
  13. Ткачева М.В. Анализ данных в учебниках Н.Я. Виленкина и других.- Математика в школе, №5, 2003.
  14. Материалы с сайта www.1sept.ru/фестиваль педагогических идей «Открытый урок».