В современном мире все больше и больше внимания уделяется экологической ситуации. Однако обсуждение проблем и способов их решения ведется в основном на высшем уровне, в средствах массовой информации или среди ученых. По нашему мнению, это в корне неверно, так как участвовать в решении экологических проблем должны представители всех слоев общества и обучать этому надо еще со школьной скамьи.
К сожалению, в настоящее время как отдельный предмет экология изучается только в старшей школе, являясь при этом частью государственного образовательного стандарта по обществознанию. А ведь данная возрастная группа учащихся уже имеет достаточно четко сформировавшиеся взгляды, которые достаточно сложно скорректировать. Современные тенденции показывают все больший уровень безразличия молодого поколения к окружающей среде. Ярким этому примером может служить поговорка: «После нас хоть трава не расти…», которая широко распространена особенно в среде молодежи.
Отсюда следует вывод, что обучение основам экологии нужно вводить с самого раннего возраста. В детских садах и иных дошкольных учреждениях идеальным вариантом являются сказки, где положительный герой, помогающий страдающим животным и растениям, получает вознаграждение, а отрицательный, который проходит мимо или даже вредит им, наказывается.
В младшей и средней школе данный материал может быть введен на уроках природоведения, где учащимся даются основы взаимодействия человека и природы, или биологии и географии. Здесь важно ставить акцент не только на загрязнение окружающей среды и борьбу с ним, но и на защиту разнообразных видов живой природы. Здесь велика роль разнообразных экологических кружков и волонтерских движений в поддержку определенных видов и особей, поскольку учащиеся могут увидеть реальный результат своей работы.
Однако, по нашему мнению, важно акцентировать внимание на экологической составляющей современного мира на всех уроках. Исключением не являются и уроки иностранного языка.. В зависимости от возраста и уровня знаний учащихся, они могут быть представлены в виде:
- Сказок;
- Стихотворений ;
- Рассказов о животных и их взаимоотношениях с людьми;
- Публицистических текстов;
- Лозунгов, объявлений и призывов;
- Статистических данных и т.д.
Важную роль в обучении бережному отношению и защите природы могут играть разнообразные проекты, создаваемые учащимися лично или в группах. Данный вариант повышает уровень персонификации подачи и усвоения материала и дает возможность работы в интересующем направлении.
Примером интегрирования экологии в курс иностранного языка (французского) может служить данный пример:
Класс: 9
Школа с углубленным изучением французского языка
Учебник: Французский язык: Manuel de francais, для 9 класса школ с углубленным изучением французского языка
Цель: Развитие коммуникативной компетенции
Задачи:
Образовательная: развитие социокультурной компетенции на материале “Animaux peril”
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к говорящему, умения работать в группе
Развивающая: развитие памяти, внимания
Практическая: совершенствование навыков монологической речи
Этап |
Время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Примечания |
Организационный момент |
1-2 мин |
Bonjour, mes amis. Asseyez-vous, s’il vous plaît. Qui est absent? Qui sait pourqui il/elle n’est pas là? Quelle date nous sommes aujourd’hui? Quelle mois? |
Bonjour, madame Nous sommes tous là, sauf … Il/elle n’est pas là parce que … Nous sommes le … |
Приветствие настраивает учащихся на работу, «вводит» в язык |
Фонетическая зарядка/ Аудирование (на выбор преподавателя) |
2-3 мин |
Repetez s’il vous plaît: (преподаватель выбирает из предлагаемого в зависи-мости от фонетической компетенции учащихся) |
Повторяют за учителем предлагаемые предложения. |
Работа над фонетической составляющей или аудирование |
Ecoutez le chanson, s’il vous plaît et rempliez les ommissions dans le texte |
Слушают песню, заполняя пропуски, озвучивают те слова, которые записали в пропуски |
|||
Проверка домашнего задания |
3-4 мин |
Contrôlons le devoir. Dites-moi la regle d’utilization des prépositions. Et maintenant lisez l’exercice № 7, page 174 |
Проговаривают правило употребления предлогов, проверяют сделанное дома упражнение |
Проверка усвоения грамматики |
2+5 мин |
Et en ce moment nous ecrivons un petit travail de contrôle au lexique. Passer moi votre travail, s’il vous plaît |
Повторяют лексический материал и пишут по нему контрольную (синонимы, антонимы) |
Проверка усвоения лексики |
|
Работа с текстами |
3-4 мин |
Travaillons-nous avec les textes. Nous repartions pous 3 variants. Grouppez-vous que vous avez les voisins d’autres variantes. Lisez vos textes |
Учащиеся получают 3 варианта и делятся на мини-группы, в которых все варианты разные, читают предложенные тексты |
Учитель раздает карточки так, что сильным учащимся достаются бóльшие куски текста (если есть очень слабый ученик – он получает карточку с текстом в 4 строки) |
3-4 мин |
Et maintenant faisez le resumé de votre textes à vos voisins |
Каждый учащийся рассказывает товарищам по мини-группе короткое содержание своего текста |
Монологическая речь + восприятие звучащей речи |
|
2 мин |
Ditez-moi aux quels sujets ont été les texts? |
Учащиеся рассказывают в 2-3 предложениях тексты других вариантов |
Пересказ воспринятой речи |
|
Повторение и введение новой лексики по теме «Животные» |
3 мин |
Et quels animaux savez-vous? |
Называют известных им животных |
Память + повторение лексики |
2-3 мин |
Et voici il y à quelque images avec animaux différents. Marquez ceux-là qui habitant dans notre pays. |
Учащиеся отмечают животных, живущих в нашей стране |
Проверка социокультурной компетенции |
|
2 мин |
Maintenant appelez ces animaux |
Проверяют правильность своего выбора |
||
Совершенствование навыков ведения дискуссии |
3-4 мин |
Et que faisons-nous pour les protéger? |
Называют мероприятия по защите животных |
Интегрирование курса экологии в иностранный язык |
5-6 мин |
Voici est une liste d'actions de l’Union européenne pour protéger la nature. Rangez les par ordre de leur effictivité. Comparez vos résultats avec ceux de vos voisins. |
Работают в группах по 3-4 человека, располагают данные меры в порядке эффективности. Затем сверяют все вместе и обсуждают |
||
Заключительный этап |
2-3 мин |
Merci pour votre travail. C'était très bien. Nous avons parler à beaucoup de chose consernant la protection de la nature. Ecrivez votre devoir, s'il vous plaît... |
Получают оценки и записывают домашнее задание |
Подведение итогов урока и запись домашнего задания |