Интегрирование экологии в курс иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В современном мире все больше и больше внимания уделяется экологической ситуации. Однако обсуждение проблем и способов их решения ведется в основном на высшем уровне,  в средствах массовой информации или среди ученых. По нашему мнению, это в корне неверно, так как участвовать в решении экологических проблем должны представители всех слоев общества и обучать этому надо еще со школьной скамьи.

К сожалению, в настоящее время как отдельный предмет экология изучается только в старшей школе, являясь при этом частью государственного образовательного стандарта по обществознанию. А ведь данная возрастная группа учащихся  уже имеет достаточно четко сформировавшиеся взгляды, которые достаточно сложно скорректировать. Современные тенденции показывают все больший уровень безразличия молодого поколения к окружающей среде. Ярким этому примером может служить поговорка: «После нас хоть трава не расти…», которая широко распространена особенно в среде молодежи.

Отсюда следует вывод, что обучение основам экологии нужно вводить с самого раннего возраста. В детских садах и иных дошкольных учреждениях идеальным вариантом являются сказки, где положительный герой, помогающий страдающим животным и растениям, получает вознаграждение, а отрицательный, который проходит мимо или даже вредит им, наказывается.

В младшей и средней школе данный материал может быть введен на уроках природоведения, где учащимся даются основы взаимодействия человека и природы, или биологии и географии. Здесь важно ставить акцент не только на загрязнение окружающей среды и борьбу с ним, но и на защиту разнообразных видов живой природы. Здесь велика роль разнообразных экологических кружков и волонтерских движений в поддержку определенных видов и особей, поскольку учащиеся могут увидеть реальный результат своей работы.

Однако, по нашему мнению, важно акцентировать внимание на экологической составляющей современного мира на всех уроках. Исключением не являются и уроки иностранного языка.. В зависимости от возраста и уровня знаний учащихся, они могут быть представлены в виде:

  • Сказок;
  • Стихотворений ;
  • Рассказов о животных и их взаимоотношениях с людьми;
  • Публицистических текстов;
  • Лозунгов, объявлений и призывов;
  • Статистических данных и т.д.

Важную роль в обучении бережному отношению и защите природы могут играть разнообразные проекты, создаваемые учащимися лично или в группах. Данный вариант повышает уровень персонификации подачи и усвоения материала и дает возможность работы в интересующем направлении.

Примером интегрирования экологии в курс иностранного языка (французского) может служить данный пример:

Класс: 9

Школа с углубленным изучением французского языка

Учебник: Французский язык: Manuel de francais, для 9 класса школ с углубленным изучением французского языка

Цель: Развитие коммуникативной компетенции

Задачи:

Образовательная: развитие социокультурной компетенции на материале “Animaux peril”

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к говорящему, умения работать в группе

Развивающая: развитие памяти, внимания

Практическая: совершенствование навыков монологической речи

Этап

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Примечания

Организационный момент

1-2 мин

Bonjour, mes amis. Asseyez-vous, s’il vous plaît. Qui est absent?

Qui sait pourqui il/elle n’est pas là?

Quelle date nous sommes aujourd’hui? Quelle mois?

Bonjour, madame

Nous sommes tous là, sauf …

Il/elle n’est pas là parce que …

Nous sommes le …

Приветствие настраивает учащихся на работу, «вводит» в язык

Фонетическая зарядка/ Аудирование

(на выбор преподавателя)

2-3 мин

Repetez s’il vous plaît:

(преподаватель выбирает из предлагаемого в зависи-мости от фонетической компетенции учащихся)

Повторяют за учителем предлагаемые предложения.

Работа над фонетической составляющей или аудирование

Ecoutez le chanson, s’il vous plaît et rempliez les ommissions dans le texte

Слушают песню, заполняя пропуски, озвучивают те слова, которые записали в пропуски

Проверка домашнего задания

3-4 мин

Contrôlons le devoir. Dites-moi la regle d’utilization des prépositions. Et maintenant lisez l’exercice № 7, page 174

Проговаривают правило употребления предлогов, проверяют сделанное дома упражнение

Проверка усвоения грамматики

2+5 мин

Et en ce moment nous ecrivons un petit travail de contrôle au lexique.

Passer moi votre travail, s’il vous plaît

Повторяют лексический материал и пишут по нему контрольную (синонимы, антонимы)

Проверка усвоения лексики

Работа с текстами

3-4 мин

Travaillons-nous avec les textes. Nous repartions pous 3 variants. Grouppez-vous que vous avez les voisins d’autres variantes. Lisez vos textes

Учащиеся получают 3 варианта и делятся на мини-группы, в которых все варианты разные, читают предложенные тексты

Учитель раздает карточки так, что сильным учащимся достаются бóльшие куски текста (если есть очень слабый ученик – он получает карточку с текстом в 4 строки)

3-4 мин

Et maintenant faisez le resumé de votre textes à vos voisins

Каждый учащийся рассказывает товарищам по мини-группе короткое содержание своего текста

Монологическая речь + восприятие звучащей речи

2 мин

Ditez-moi aux quels sujets ont été les texts?

Учащиеся рассказывают в 2-3 предложениях тексты других вариантов

Пересказ воспринятой речи

Повторение и введение новой лексики по теме «Животные»

3 мин

Et quels animaux savez-vous?

Называют известных им животных

Память + повторение лексики

2-3 мин

Et voici il y à quelque images avec animaux différents. Marquez ceux-là qui habitant dans notre pays.

Учащиеся отмечают животных, живущих в нашей стране

Проверка социокультурной компетенции

2 мин

Maintenant appelez ces animaux

Проверяют правильность своего выбора

Совершенствование навыков ведения дискуссии

3-4 мин

Et que faisons-nous pour les protéger?

Называют мероприятия по защите животных

Интегрирование курса экологии в иностранный язык

5-6 мин

Voici est une liste d'actions de l’Union européenne pour protéger la nature. Rangez les par ordre de leur effictivité. Comparez vos résultats avec ceux de vos voisins.

Работают в группах по 3-4 человека, располагают данные меры в порядке эффективности. Затем сверяют все вместе и обсуждают

Заключительный этап

2-3 мин

Merci pour votre travail.

C'était très bien. Nous avons parler à beaucoup de chose consernant la protection de la nature.

Ecrivez votre devoir, s'il vous plaît...

Получают оценки и записывают домашнее задание

Подведение итогов урока и запись домашнего задания

Приложение 1.