Цели:
образовательные
создать условия для:
1) формирования умения выполнять сложение однозначного числа
с двузначным в пределах 20 без перехода через десяток;
2) закрепления нумерации в пределах 20;
3) отработки приёмов сложения и вычитания в пределах 20
(изученных приёмов).
развивающие
содействовать:
1) развитию мыслительных операций (сравнение и
классификация, интеллектуальных умений);
2) развитию творческих способностей, математической речи;
3) продолжению работы по формированию самооценке учащихся.
воспитательные
содействовать:
1) воспитанию у учащихся отношения делового сотрудничества.
Оборудование: вееры с числами от 1 до 20, карточки для индивидуальной работы, рисунки к заданиям, карточки с примерами. цветные кружки (по 5 штук - красные, синие, зелёные), геометрические фигуры (зелёный квадрат, красный треугольник, красный прямоугольник, синий круг, жёлтая трапеция), алгоритм «Как к 15 прибавить 3».
Ход урока
1. Мобилизационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок (дети - хором).Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика у нас.
- Мне бы хотелось, чтобы на уроке вы были активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
2. Устный счёт
- Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры).
- На обратной стороне каждой фигуры написано задание, которое вы должны постараться выполнить. 1-ое задание на фигуре: она не красная, не жёлтая и не круг. (Зелёный квадрат).
Прочитайте задание: посчитаем устно.
1) Работа с веерами.
- Покажите число, в котором 1 десяток 3 единицы, 2 десятка.
- Какое число следует при счёте за числом 11? 12?
- Какое число предшествует числу 20? 19?
- Какое число расположено между числами 10 и 12? 17 и 19?
2) Прочитайте числа:
12, 14, 18, 6, 17, 15, 11.
- Какое число лишнее? Почему? (6 - однозначное).
- Чем похожи оставшиеся числа? (Двузначные, в них-1 десяток).
- На какие группы можно разделить эти числа? (Чётные - 12, 14, 18.Нечётные - 17,15, 11).
- В каком порядке расположены чётные и нечётные числа? (Чётные - в порядке увеличения, нечётные - в порядке уменьшения).
3) - Увеличьте на 2 чётные числа. Покажите ответы при помощи веера. Как увеличить на 2 чётное число? (Назвать следующее чётное число).
- Уменьшите на 2 нечётное число. Как уменьшить на 2 нечётное число? (Назвать предыдущее нечётное число). Покажите ответы при помощи веера
Оцените себя:
- Положите красный круг, если не допустили ошибки, чувствовали уверенно при выполнении заданий; синий круг- допустили 1-2 ошибки; зелёный круг- допустили более 2 ошибок.
3. Сообщение темы урока. Постановка целей
- Продолжаем работать над числами от 1 до 20. Прочитайте задание на геометрической фигуре:
она - красная, но не прямоугольник. (Красный треугольник).
Задание: Узнайте: как прибавить число. Научитесь прибавлять число.
4. Работа над новым материалом
1) объяснение
- Посмотрите на рисунки. На первой пирамиде 10 колец, пересчитывать не надо. 10- это 1…десяток.
- Сколько колечек на двух пирамидах на первом рисунке? (10+6=16). На втором рисунке? (10+5=15).
- Добавили ещё несколько колечек. Сколько стало на каждом рисунке?(16+2, 15+3).
Проблемный вопрос:
- Как к 15 прибавили 3?
- На 1-ой пирамиде - 10 колец, да ещё 5 и 3, то есть 8.
Запись на доске:
15+3=18 5+3=8 10+8=18
16+2=18 6+2=8 10+8=18
- Что вы заметили?
- Как удобно посчитать? (Сложить единицы, а потом прибавить их к десятку).
- Итак, как к 15 прибавить 3?
Вывод:
1. Складываем единицы.
2. Прибавляем их к десятку.( алгоритм на доске).
2) Фронтальная работа. Сложение двузначного числа с однозначным с опорой на рисунки
- На каждой нитке 10 белых бусин, пересчитывать их не надо и несколько красных.
Сколько всего бусин на каждой нитке?
- Под каждой ниткой нарисовано столько бусин, сколько Катя добавила на эту нитку.
- Сколько стало цветных бусин на первой нитке?(7)
- Сколько всего стало?(17)
Вывод: Было 13, добавили 4, стало 17.
Запись в тетради: 13+4=17.
- Сколько цветных бусин на 2-ой нитке?(5).
- Сколько добавили цветных бусин?(3).
- Сколько всего бусин нанизано на 2-ую нитку? (15+3=18).Запишите.
(Аналогично для 3-ей нити).
3) Решение примеров с комментированием у доски
- Вычислите. Сначала найдите шарик-подсказку. Какая подсказка есть на шариках? (Складываем единицы, потом их прибавляем к 10).
11+3= 11+7=
12+3= 12+6=
17+2= 14+5=
Оцените себя:
- Положите красный круг, если не допустили ошибки, чувствовали уверенно при выполнении заданий; синий круг - допустили 1-2 ошибки; зелёный круг- допустили более 2 ошибок.
5. Физминутка
Читаем задание на геометрической фигуре: у этой фигуры противоположные стороны равны (красный прямоугольник)
Задание:
Дружно мы все вместе встали
И немного поиграли.
6. Закрепление полученных знаний
- О какой фигуре идёт речь: часть плоскости, ограниченная окружностью? (Синий круг). Читаем задание: Работаем в парах и самостоятельно.
1) В тетради: №1 с. 22. Работа в парах. У доски- 2 ученика.
Задание: Соедините записи с рисунками.
13+4= |
15+2= |
12+3= |
13+2= |
14+3= |
12+5= |
2) В тетради: №2 с. 22. Работа в парах. У доски- 2 ученика.
Задание: Соедините 2 числа и их сумму.
11 |
3 |
14 |
13 |
4 |
17 |
15 |
7 |
19 |
10 |
6 |
18 |
3) Самостоятельная работа по карточкам.
17+2= |
16+2= |
14+4= |
16+3= |
11+8= |
13+3= |
Проверка:
- Прочитайте равенства, в которых сумма равна 19, 18, 16.
Оцените себя:
- Положите красный круг, если не допустили ошибки, чувствовали уверенно при выполнении заданий; синий круг - допустили 1-2 ошибки; зелёный круг - допустили более 2 ошибок.
7. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- Когда и где можно применить полученные на уроке знания?
- Какая фигура осталась? (Трапеция). Прочитайте задание: составляем « ленту успеха».
- Наклейте круги на полоску бумаги. У вас получилась « лента успеха».
Оцените себя:
- Если у вас все круги-красные, то вы - молодцы, у вас всё получилось. Если красные и синие, то вы хорошо потрудились, но есть над чем поработать. Если есть зелёные, то вам совет - будьте внимательными, старайтесь, думайте.