Урок математики в 1-м классе по теме "Как прибавить число?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные
создать условия для:
1) формирования умения выполнять сложение однозначного числа с двузначным в пределах 20 без перехода через десяток;
2) закрепления нумерации в пределах 20;
3) отработки приёмов сложения и вычитания в пределах 20 (изученных приёмов).

развивающие
содействовать:
1) развитию мыслительных операций (сравнение и классификация, интеллектуальных умений);
2) развитию творческих способностей, математической речи;
3) продолжению работы по формированию самооценке учащихся. 

воспитательные
содействовать:
1) воспитанию у учащихся отношения делового сотрудничества.

Оборудование: вееры с числами от 1 до 20, карточки для индивидуальной работы, рисунки к заданиям, карточки с примерами. цветные кружки (по 5 штук - красные, синие, зелёные), геометрические фигуры (зелёный квадрат, красный треугольник, красный прямоугольник, синий круг, жёлтая трапеция), алгоритм «Как к 15 прибавить 3».

Ход урока

1. Мобилизационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок (дети - хором).

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика у нас.

- Мне бы хотелось, чтобы на уроке вы были активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.

2. Устный счёт

- Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры).

- На обратной стороне каждой фигуры написано задание, которое вы должны постараться выполнить. 1-ое задание на фигуре: она не красная, не жёлтая и не круг. (Зелёный квадрат).

Прочитайте задание: посчитаем устно.

1) Работа с веерами.

- Покажите число, в котором 1 десяток 3 единицы, 2 десятка.

- Какое число следует при счёте за числом 11? 12?

- Какое число предшествует числу 20? 19?

- Какое число расположено между числами 10 и 12? 17 и 19?

2) Прочитайте числа:

12, 14, 18, 6, 17, 15, 11.

- Какое число лишнее? Почему? (6 - однозначное).

- Чем похожи оставшиеся числа? (Двузначные, в них-1 десяток).

- На какие группы можно разделить эти числа? (Чётные - 12, 14, 18.Нечётные - 17,15, 11).

- В каком порядке расположены чётные и нечётные числа? (Чётные - в порядке увеличения, нечётные - в порядке уменьшения).

3) - Увеличьте на 2 чётные числа. Покажите ответы при помощи веера. Как увеличить на 2 чётное число? (Назвать следующее чётное число).

- Уменьшите на 2 нечётное число. Как уменьшить на 2 нечётное число? (Назвать предыдущее нечётное число). Покажите ответы при помощи веера

Оцените себя:

- Положите красный круг, если не допустили ошибки, чувствовали уверенно при выполнении заданий; синий круг- допустили 1-2 ошибки; зелёный круг- допустили более 2 ошибок.

3. Сообщение темы урока. Постановка целей

- Продолжаем работать над числами от 1 до 20. Прочитайте задание на геометрической фигуре:

 она - красная, но не прямоугольник. (Красный треугольник).

Задание: Узнайте: как прибавить число. Научитесь прибавлять число.

4. Работа над новым материалом

1) объяснение

- Посмотрите на рисунки. На первой пирамиде 10 колец, пересчитывать не надо. 10- это 1…десяток.

- Сколько колечек на двух пирамидах на первом рисунке? (10+6=16). На втором рисунке? (10+5=15).

- Добавили ещё несколько колечек. Сколько стало на каждом рисунке?(16+2, 15+3).

Проблемный вопрос:

- Как к 15 прибавили 3?

- На 1-ой пирамиде - 10 колец, да ещё 5 и 3, то есть 8.

Запись на доске:

15+3=18    5+3=8    10+8=18

16+2=18   6+2=8    10+8=18

- Что вы заметили?

- Как удобно посчитать? (Сложить единицы, а потом прибавить их  к десятку).

- Итак, как к 15 прибавить 3?

Вывод:

1. Складываем единицы.

2. Прибавляем их к десятку.( алгоритм на доске).

2) Фронтальная работа. Сложение двузначного числа с однозначным с опорой на рисунки

- На каждой нитке 10 белых бусин, пересчитывать их не надо и несколько красных.

Сколько всего бусин на каждой нитке?

- Под каждой ниткой нарисовано столько бусин, сколько Катя добавила на эту нитку.

- Сколько стало цветных бусин на первой нитке?(7)

- Сколько всего стало?(17)

Вывод: Было 13, добавили 4,  стало 17.

Запись в тетради: 13+4=17.

- Сколько цветных бусин на 2-ой нитке?(5).

- Сколько добавили цветных бусин?(3).

- Сколько всего бусин нанизано на 2-ую нитку? (15+3=18).Запишите.

(Аналогично для 3-ей нити).

3) Решение примеров с комментированием у доски

- Вычислите. Сначала найдите шарик-подсказку. Какая подсказка есть на шариках? (Складываем единицы, потом их прибавляем к 10).

11+3=                         11+7=

12+3=                         12+6=

17+2=                         14+5=

Оцените себя:

- Положите красный круг, если не допустили ошибки, чувствовали уверенно при выполнении заданий; синий круг - допустили 1-2 ошибки; зелёный круг- допустили более 2 ошибок.

5. Физминутка

Читаем задание на геометрической фигуре: у этой фигуры противоположные стороны равны (красный прямоугольник)

Задание:

Дружно мы все вместе встали
И немного поиграли.

6. Закрепление полученных знаний

- О какой фигуре идёт речь: часть плоскости, ограниченная окружностью? (Синий круг). Читаем задание: Работаем в парах и самостоятельно.

1) В тетради: №1 с. 22. Работа в парах. У доски- 2 ученика.

Задание: Соедините записи с рисунками.

13+4=

15+2=

12+3=

13+2=

14+3=

12+5=

2) В тетради: №2 с. 22. Работа в парах. У доски- 2 ученика.

Задание: Соедините 2 числа и их сумму.

11

3

14

13

4

17

15

7

19

10

6

18

3) Самостоятельная работа по карточкам.

17+2=

16+2=

14+4=

16+3=

11+8=

13+3=

Проверка:

- Прочитайте равенства, в которых сумма равна 19, 18, 16.

Оцените себя:

- Положите красный круг, если не допустили ошибки, чувствовали уверенно при выполнении заданий; синий круг - допустили 1-2 ошибки; зелёный круг - допустили более 2 ошибок.

7. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Когда и где можно применить полученные на уроке знания?

- Какая фигура осталась? (Трапеция). Прочитайте задание: составляем « ленту успеха».

- Наклейте круги на полоску бумаги. У вас получилась « лента успеха».

Оцените себя:

- Если у вас все круги-красные, то вы - молодцы, у вас всё получилось. Если красные и синие, то вы хорошо потрудились, но есть над чем поработать. Если есть зелёные, то вам совет - будьте внимательными, старайтесь, думайте.