Цель:
- обобщить полученные уч-ся знания о разделительных Ъ и Ь знаках;
- закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков;
- развивать умение группировать;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:
- Видеофрагмент зимнего леса.
- Аудиозапись зимнего ветра.
- Картинки животных: заяц, волк, белка, лиса, медведь.
- Картинка вертолёта.
- Ъ и Ь знаки на парашютах.
- Избушка.
- Ъ и Ь знаки.
- 5 схем.
- 10 карточек со словарными словами.
- Снежинки.
- Карточки (раздаточный материал).
- Рисунок сугроба.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
- Ребята! Сегодня утром, когда я шла в школу, мне пришла SMS-ка от наших друзей Ъ и Ь знаков. Вот она:
«Дорогие ребята! Мы попали в беду. Злой волшебник унёс нас в своё царство и запер в избушке. Помогите нам, пожалуйста! Ваши друзья Ъ и Ь знаки».
- Ну как, вы согласны помочь им? Тогда в путь! А вот куда мы с вами отправимся, отгадайте сами.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
- Но в какой лес? Угадайте (аудиозапись)
- Правильно, в зимний лес (видеофрагмент)
III. Чистописание
- Но путь предстоит нам нелёгкий. Нас ждёт много препятствий, которые надо преодолеть.
- Отправимся мы туда на вертолёте. (Вывешивается картинка вертолёта). Но для начала надо приобрести билеты. Кто красиво выполнит задание чистописания, получит билет на вертолёт. (Снежинку)
На доске:
Друзья, ученье нас объединяет!
(Дружно будем работать и все вместе сможем помочь Ъ и Ь знакам)
IV. Словарная работа
- А чтобы полёт показался недолгим, давайте поиграем … в слова … в словарные слова.
Нужно угадать словарное слово и правильно записать его в тетради.
1. Жураба (абажур)
2. Рёбеза (берёза)
3. Шадкаран (карандаш)
4. Цязя (заяц)
5. Враго (овраг)
6. Ликана (калина)
7. Традьте (тетрадь)
8. Голещ (щегол)
9. Зором (мороз)
10. Нейи (иней)
- Назовите «лесные» слова. (Берёза, заяц, овраг, калина, щегол)
- Назовите «зимние» слова. (Мороз, иней)
- Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка). Выставление оценок.
V. Работа над темой урока
- Пока мы угадывали слова, записывали их в тетрадь, проверяли, выставляли оценки, вертолёт доставил нас к месту посадки. Но вот беда: в лесу нет посадочной площадки. Придётся прыгать с парашютом. Но приземлиться сможет тот из вас, кто правильно вставит разделительные Ъ и Ь знаки в слово. Это и будет вашим местом посадки. (Уч-ся получают парашют, к которому прикреплён Ъ или Ь знаки)
На доске:
1. Л . ёт, с . ест, об . едки, свин . я, плат . е, с . язвил, гост . я, Натал . я, в . юга, ненаст . е. под . ём.
- Вы приземлились точно в заданном месте. А посмотрите, сколько вокруг следов. Чьи это могут быть следы? (Показываются картинки зайца, волка, лисы, медведя, белки). Запишите. (По одному уч-ся выходят к доске).
2. Заячьи, волчьи, лисьи, медвежьи, беличьи.
- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Разделительный Ь знак). Где он живёт и когда его надо писать? Графически объяснить).
- А где в слове живёт Ъ знак?
3.- Ну что ж, отправляемся по лесной тропинке на полянку.
- Но кто это? (Белка). Она спешит предупредить нас о том, что впереди тропинку завалило сугробом. Мы должны её расчистить. Надо снег раскидать налево и направо. Но только мы будем раскидывать слова с разделительными Ъ и Ь знаками. (Слева – Ъ, справа – Ь).
Выборочный диктант.
Воробьишка над ружьём
своей семье построит дом.
Крыльями помашет,
Вот колья вобьёт.
И вьюга в их дом никогда не войдёт!
Волк ужасно разъярён,
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен.
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
VI. Физкультминутка
Учитель:
Путь-дорога нелегка,
И замёрзли мы слегка.
Руки мы сейчас согреем,
Всё на свете мы сумеем.
Уч-ся:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И опять пешком пойдём.
VII. Продолжение работы над темой урока
4.- Но кто преграждает нам путь? (Волк). Какой бывает волк? (Злой). Он знает, где находятся наши друзья и готов стать добрым и помочь нам, если мы правильно выполним его задание.
- Девочки выписывают предложения с Ъ знаком, а мальчики – с Ь знаком. (Карточки. Самостоятельная работа).
Пословицы и поговорки:
- Кто ест соль, тот п . ёт и воду.
- Знает кошка, ч . ё мясо с . ела.
- Ветер снег с . едает.
- Друз . я познаются в беде.
- Без терпен . я, нет учен . я.
Проверка.
- Какое предложение выписали и мальчики и девочки?
5.- Вот мы и подошли к избушке, где закрыты наши друзья. На двери кодовый замок. Нужно убрать неверные схемы написания разделительных Ъ и Ь знаков, и тогда дверь откроется.
VIII. Итог урока
- Так, когда надо писать разделительный Ъ знак? Разделительный Ь знак?
Литература
1. Плотникова И.В. Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (https://urok.1sept.ru./articles/418705)
2. Жиренко О.В., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. Изд-во «5 за знания». М., 2005. – 238 с.