Авторская программа "Развитие интеллектуальных способностей ребенка" (3–4-е классы)

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Теоретико-методологическое обоснование

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую дея­тельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в поня­тиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подрост­кового возраста, преображает познавательную деятельность и ха­рактер их отношений к другим людям и самим себе.

Цель программы:

  1. Научить ребенка мыслить,
  2. Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
  3. Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,
  4. Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • устанавливать логические закономерности;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения понятиям и явлениям;
  • определять отношения между предметами типа «род – вид»;
  • определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
  • определять функциональные отношения между предметами;
  • развивать речь;
  • объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
  • использовать операции логического мышления для речения задач.

2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;

4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.

Методики и техники для работы:

  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

  1. Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
  2. Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).

Для проведения программы рекомендуется использовать:

  • методическое руководство для учителя, психолога по проведению занятий (3, 4 классы).
  • рабочая тетрадь (3, 4 классы).

Календарно-тематический план программы <Приложение 1>

С некоторыми из разработанных занятий можно познакомиться в приложении 2.

Данная программа прошла апробацию на базе нескольких школ города Алматы в течение 5 лет.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
  4. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  6. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
  7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
  8. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
  9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
  10. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  13. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
  14. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
  15. Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
  16. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
  17. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
  18. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
  19.  Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
  20. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.