Задачи:
- Тренировать в чтении и развивать фонетический слух учащихся;
- Познакомить с признаками опасных мест для гласных и начать работу над умением находить эти орфограммы;
- Прививать интерес к чтению, укреплять внимание, наблюдательность, развивать и обогащать речь.
Оборудование:
- карточки,
- учебник,
- доска,
- слоговая таблица,
- таблица «Опасности письма».
Ход урока
1. Повторение изученного и введение в тему урока
Учитель: По ленте букв прочитайте парами буквы гласных, которыми обозначаются названные мною звуки: [а], [о], [у], [э]. (дети прочитали). Прочитанные буквы всегда обозначают свои гласные звуки только тогда, когда эти звуки ударные. Когда же эти звуки безударные, буквы на их месте не так послушны.
Разминка: чтение слогов по слоговой таблице.
- Чтение напечатанных на доске слов: вел, вол, ноль, мальки, малек, мотыльки, мотылек, пальто, пятно, пятнышко.
Учитель: Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными, узнать, что еще мы показываем, когда ставим значок, которым их отмечаем.
2. Знакомство с признаками опасных мест для гласных.
Учитель: Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?
-Несет меня лиса за темные леса! (Дети назвали сказку, я показываю иллюстрацию, схожую с рисунком в букваре на с. 26. Дети говорят, что лиса утащила петуха).
- Давайте хором скажем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь какие слова я имею в виду. (Дети выделили слова: лиса, леса.)
-Что в них интересного? (Они одинаково произносятся.) А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и то же? (Дети сказали, что эти слова обозначают разное: зверя и много деревьев).
- Послушайте еще раз слово [лиса]. Можете точно сказать: я назвала зверя или деревья? (дети: нет)
- Проверьте (Я открыла на доске составленные из карточек две одинаковые схемы) – у меня правильные звуковые схемы этих слов? (да).
- Назовите первый гласный звук в слове (лиса) – названии животного. Какой это звук? (дети: безударный гласный [и]; у меня в руках карточка.
- Назовите первый гласный звук во втором слове (лиса). Какой он? (Такой же, безударный гласный [и]; я беру вторую такую же карточку).
- Что интересного о первых гласных звуках в этих словах вы заметили? (Они одинаковые.) Могу я показать этот вывод вот так? (Я наложила карточки друг на друга и поместила на доску).
- А теперь посмотрим как пишутся эти слова. Сначала - название животного. (Я открыла заранее приготовленную запись на доске: ЛИСА.)
- Прочитайте слово. Какой буквой в нем обозначен звук [и]? (Буквой и.) Покажем это в схеме.
- Читаем второе слово. (Оно открывается: ЛЕСА) Какая в нем буква на месте звука [и]? (Буква е.) Покажем это в схеме.
- Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме? (Буквами И или Е).(Дети: какой хитрец этот звук.)
- Действительно, он может за себя на письменную работу посылать разные буквы: или И, или Е. Как вы думаете: можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? (Нет).
- Почему? (ответы были разные: не ту букву напишем, нас не поймут; мама не поймет, что я написал и т. п.).
- А какому же это такому звуку [и] нельзя доверять? Что мы о нем не сказали? (Показала указкой на исходную звуковую схему приложение 1). Ударный он или безударный?
- Так какому же звуку [и] при письме нельзя доверять? (Безударному).
- Сделаем важный вывод: безударный гласный звук [и] при письме – это опасное место. Ему доверять нельзя. Напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет ненастоящим. А как показать этот вывод в схеме? (К доске вышел ученик и поставил точку под безударной гласной).
- Молодец! Вам не кажется, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть опасность? (Да). Тогда покажем опасности письма еще и под буквами безударных гласных в записанных словах. (Схема дополняется маячками – приложение 6).
- Вот мы и открыли важную тайну: безударному гласному звуку [и] при письме доверять нельзя, так как за него, оказывается, на письменную работу могут выходить разные буквы. На месте этого звука всегда есть опасность ошибиться. А о чем мы теперь сразу вспоминаем, глядя на наш маячок? (Дети: это не только безударная гласная, но еще и опасное место. Такому безударному гласному нельзя доверять; нельзя писать, как слышишь.)
Давайте заглянем на с. 26 букваря и сравним наши наблюдения с теми, которые провели авторы.
3. Тренировка в выявлении опасностей письма.
Учитель: Между столбиками слов и около предложения есть значок – задание. Что это за задание? (Дети: Отметить безударные гласные я – или иначе опасности письма , повторим хором.)
- А как искать? (Ответы детей). Далее дети работают самостоятельно. При фронтальной проверке дети вслух прочитывают слово, называют ударный и безударный слоги. Работа над предложением проводится на доске.
4. Продолжение знакомства с признаками опасных мест для гласных.
Учитель: Только ли на месте безударного гласного [и] есть опасности письма?
(Двое читающих детей обратили внимание на таблицу на с. 27: какой-то звук отправляет вместо себя на работу буквы А и О)
- Молодцы! Теперь закройте глаза и послушайте два слова (трава, роса) и назовите в каждом первый гласный звук. (Дети делают вывод: безударный гласный звук [а] так же опасен при письме – вместо себя он может отправить или букву О, или букву А).
Слова из столбиков со с. 27 вынесены на доску, учащиеся, выходя по очереди к доске, проставляют в них маячки опасности.
- Что мы с вами узнали о безударном гласном звуке [а]? (Дети: ему тоже нельзя верить)
Наш урок заканчивается и нам нужно сделать вывод. Обратимся к нашей таблице.
- Что мы с вами узнали о безударных звуках [и] и [а]? (Ответы учащихся).