Цель:
- помочь детям расширить и углубить понятие о войне, о мире;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению, помнить тех кто не вернулся с войны;
- воспитание патриотических чувств.
Оборудование:
- портреты односельчан, которые вернулись живым с войны;
- стенд посвященный Герою Советского Союза Рему Абзалову,
- выставка книг о войне,
- магнитофонные записи,
- презентация.
Гости - ветераны войны и тыла.
Ход классного часа
(Включается презентация)
Звучит песня « День победы » (Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).
Вступительное слово классного руководителя. Слайд №1-3
Дорогие ребята и гости! 9 мая 2010 года наша страна отмечает важную историческую дату – 65-летие со дня полного освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Это была великая победа.
Вы дети мирного времени, никогда не слышали воя сирен, извещающих воздушную тревогу, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.
Война - это горе миллионов людей, взрослых и детей. О войне вы можете судить только по кинофильмам, художественным произведениям и рассказам фронтовиков, от дедушек и бабушек.
Звучит стихотворения А. Твардовского.
Ученик
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Классный руководитель. Великая Отечественная война явилась для нас трудным испытанием. Мы дорого заплатили за свою свободу. 40 миллионов погибших … У каждого из них были близкие, которые ждали их. Ждали и верили в победу. Их не стало – под ногами рвались мины, с неба рушились бомбы, били пушки, минометы и снайперские винтовки. А они, так верящие в победу и в итоге добывшие ее, гибли под гусеницами танков, в партизанских лесах, в облаках …
Под боевыми знаменами, овеянными славой российских войск, мужественно и стойко сражались с врагом и воины - татарстанцы – отважные сыны своей Родины.
471 своих сыновей и дочерей отправил наш сельсовет на защиту Отчизны. Не вернулись 272. В настоящее время живы лишь 7 человек. Они погибли, защищая свою Родину. Они не дрогнули перед коварным врагом. Мы им говорим: Спасибо Вам за мир! Мы помним все, что вы для нас сделали! Вечная вам Слава!
Прошло 65 лет. Но в душах каждого из нас живет огненная память. Это нельзя забыть! Этот день они приближали как могли.
Вместе с взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, партизанами, отдали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Дорогие ребята, попробуйте поставить себя на место этих ребят, - хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Прослушивание ответов детей.
22 июня 1941 года. Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начало самой страшной из войн. Она унесла много миллионов жизней советских людей. Ее никогда не забудут люди земли, ибо нельзя забыть тех, кто сражался за Родину. 1710 наших городов и поселков полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты, более 70 тысяч сел и деревень, остались без крова около 25 миллионов человек. Они разрушили около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей. В целом материальные издержки составили 2569 миллиардов рублей.
На пути к победе советскому народу пришлось преодолеть неимоверные трудности. Он не спасовал перед ними, выдержал натиск врага, победил его.
Сражались за Родину не только люди, но и города. Они мужественно сражались за Родину. Они стали героями. 11 городов названы городами героями. Город-герой, целый город, потому что он весь сражался. Название этих городов вы увидите на слайде.
Слайд № 6.
На разных участках войны на протяжении долгих военных лет проявили героизм и отвагу, храбрость и великую преданность Родине татарстанцы. Более 200 тысяч татарстанцев награждены боевыми медалями и орденами. Около 200 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них есть имя Рема Абзаловича Абзалова. И наша школа носит его имя. Мы гордимся Героем.
Слайд № 7.
Учащиеся 8-го класса рассказывают про героя.
II раздел. Встреча с ветераном. Слайд № 8.
У нас в гостях ветеран участник Великой Отечественной войны Шаукат ага Хатипов. Учащиеся берут интервью у участника.
- На каком участке фронта вы воевали?
- Кем вы были до войны? Где работали?
- Как на войне пригодились вам те навыки и качества, которые было до войны?
- Вспомнили ли вы дом, родителей, свою невесту?
-Назовите, пожалуйста, самый трудный и самый радостный для Вас день войны?
-В чем смысл Вашей жизни? Довольны ли Вы своей жизнью?
III раздел.
Классный руководитель. В соответствии с республиканской программой по подготовке и проведению в РТ празднования 65-й годовщины Победы проводился районный конкурс сочинений школьников «Мы помним славную Победу». И в этом конкурсе учащиеся нашего класса заняли призовые места. Их наградили грамотами.
Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений.
Рахматуллин Илназ: Мой прадедушка ушел на фронт сержантом 1942 году, участвовал в Ленинградском фронте. Был ранен, после выздоровления снова на передовую. Снова ожесточенные бои. Он вел себя мужественно. Пропал безвести. Я горжусь своим прадедушкой. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Мы дорого заплатили за свою свободу. Все мы, старые и молодые, должны всегда помнить об этом и думать о том, как в дальнейшем не допустить возникновения новой войны …
Гараева Ралиня: Мой прадедушка тоже воевал на фронте. Пролил кровь за справедливое дело. Он вернулся живым и сразу начал работать в колхозе. Потому что деревни были совсем разорены в это время…
Звучит песня «Этот мир без тебя» (Музыка и слова И,Морозова).
Ученик: Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим …
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!
Вспомним гордо и прямо
Погибших в борьбе.
(Р.Рождественский)
IV раздел. Учащиеся рассказывают о бабушках, которые трудились в тылу.
V раздел. Викторина.
1. Кого немцы в годы ВОВ называли « черной смертью? »
2. Когда СССР стал участником второй мировой войны?
3. Когда началась контрнаступление Советской Армии в годы ВОВ?
4. Когда был открыт второй фронт во второй мировой войны?
5. Кто явился Верховным Главнокомандующим Советской Армии в годы ВОВ?
6. Какие города – герои ты знаешь?
Cлова классного руководителя. Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Чем дальше уходят, тем чаще мы вспоминаем о погибших в этой страшной войне. Все меньше и меньше становится участников Великой Отечественной войны. Отечественная война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, и тех, кто был на фронте и трудился в тылу, и тех, кто родился после того, как отгремели бои. Наша Победа не ушла в прошлое. Эта победа, обращенная в настоящее и будущее … Ежегодно мы празднуем День Великой победы. Но, как это не горько, с каждым годом ветераны становится все меньше – многие уже нет в живых.
Звучит стихотворение Е.Сеняевской «У Вечного огня»
Ученик.
Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила …
И теперь посреди тишины
Я стою у солдатской могилы,
Время замерло. Стынет гранит,
Наступает минуты молчания …
Cлова классного руководителя. А теперь прошу почтить память всех погибших минутой молчания. Спасибо. Они ушли в вечность сыновьями и дочерьми Отечества.
К сожалению это война была не последняя. События в Чечне и прошлый Афганистан опять напоминают нам ту страшную войну. Не надо уже больше братских могил, потерянных родственников и похоронок. Пора остановиться, к этому призывают нас страшные воспоминания о той войне, которая закончилась 65лет тому назад. Так хочется верить, что не придется вновь подниматься на страшный бой. Что слово война станет забытым словом. Пусть светит солнце, поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда не свистят пули. Мы не можем забыть тех, кто больше не увидит наших бескрайних просторов, полей, дубрав, солнца и синего неба с белыми облаками и не услышит, как поют птицы, тех, кто отдал за все это свою жизнь. У нас нет права забыть погибших.
Ученик.
Мир это главное слово на свете!
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
Мир! Мир! Мир!
(С. Богомазов)
Слайд № 9.
V раздел. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами прикоснулись к жизни военного поколения. Какие чувства и мысли возникли у вас во время классного часа? Нужно ли нам узнать о событиях давно минувших дней?
Прослушивание ответов детей.
1. Нужно побольше узнать о войне, чтобы понять цену мирной жизни.
2. Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше счастливое детство.
3. Нужно научиться уважать себя, свой народ, свою историю.
4. Нужно побольше приглашать ветеранов, слушать их рассказы.
VI. Заключительное слово.
Классный руководитель. Вот мы с вами провели классный час, посвященный 65-летию Великой Победы. Победа досталась очень дорого. Поэтому об этом мы должны знать и помнить. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Дорогие ребята! Сохраните в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую жизнь.