Урок обучения грамоте (литературное чтение)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать навыки сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос.
  3. Воспитывать правильное отношение к здоровой пище.

Оборудование: разрезная азбука, схемы слов и предложений, игровая картинка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок задорный,
Нас за парты усадил.
Будем все стараться очень,
Чтоб урок хорошим был.

2. Актуализация опорных знаний.

- Сейчас мы с вами вспомним то, чему мы научились.

- Какой бывает наша речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Какие по интонации предложения вы знаете?

- Из чего состоит предложение?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Чем обозначаются звуки?

- На какие две группы делятся звуки?

- А какие гласные вы знаете?

- Какая гласная, изученная нами особенная? (е) Почему?

- Что интересного мы знаем о согласных звуках?

- Давайте теперь правильно назовем буквы, которые мы уже выучили.

(У О А Ы   И Е   Н Л Р М   С К П Т   В)

- С какими буквами и звуками мы познакомились на прошлом уроке?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим чтение слогов, слов и текстов с изученными буквами.

- Будем работать под девизом:

На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным.

- Дайте полную характеристику звукам, которые обозначаются буквами м, М.

(согласный, звонкий, сонорный, бывает твердым, бывает мягким).

- Чтение слогов ма, му, ми, мо, ме, мы, мам, мом, мим, мум, мем, мым.

- Прочитайте те слоги, в которых звук[м]произносится твердо, мягко.

- Почему в русском алфавите есть заглавная и прописная буквы м, М?

4. Зарядка для глаз:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
Бережем мы зрение-
Мы зарядку делаем.

(Смотрим на доску, на окно, на стену, вверх, вниз) - повторяется 3 раза.

- Найдите ошибки в записи на доске, предварительно прочитав ее про себя:

мокнет оксана с котенком

- Сколько ошибок вы нашли?

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

- Это предложение не простое. Давай те прочитаем его наоборот. Что у нас получилось?

- Сколько в предложении слов?

- Какое слово здесь особенное? (с - предлог)

- У вас на партах задание от маленького ленивого котенка.

- На листочках напечатаем схему этого предложения (каждому ребёнку раздаются листочки с заданиями).

<Рисунок 1>

- Ниже напечатаем само предложение правильно.

- Проверим, так ли вы написали?

Мокнет Оксана с котенком.

- Сколько слов с буквой м вы нашли? Подчеркните букву м.

- А теперь на этих же листиках раскрасим схему слова мокнет.

- Как вы понимаете смысл этого слова? (чем-то намачивается).

- Прежде чем раскрасить, посчитаем, сколько здесь слогов.

- Скажем, правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

- Поставим ударение.

<Рисунок 2>

МОКНЕТ

5. Физкультминутка.

6. Закрепление пройденного материала.

Работа по учебнику «Русская азбука», стр. 91

- Сейчас мы прочитаем еще об одном котенке.

Чтение текста на стр.91, «Мурка»

- Как звали девочку?

- Марина это имя собственное. А кто знает, что обозначает слово Мурка?

- Как вы думаете это имя собственное или нарицательное? Почему?

- Назовите клички ваших любимых животных. Как мы будем писать их клички?

- Как люди должны относиться к животным?

- Что лакала Мурка? (молоко)

7. Работа по игровой картинке.

Слово «молоко», услышав, все, сметая на пути,
К нам несется буква М на классном самокате.
К ней скорее поспешим, прочитаем и решим:
Мимо слов, каких она, нас с тобой прокатит?

<Рисунок 3>

Слова: молоко, корова, сыр, сметана, творог, масло, Милка.

- В каких словах вы встретили букву М?

- А еще в некоторых словах есть буквы, правописание которых мы должны запомнить или проверять по словарю. Эти буквы на рисунке выделены красным цветом.

- Прочитаем эти слова (молоко, корова, сметана).

- Как назвать продукты, полученные из молока? (молочные)

- Дети, а кто дает нам молоко? (корова) Прочитаем это слово. В нем есть сочетание - оро - Оно всегда пишется с гласными буквами о. Найдите еще слово, в котором есть такое сочетание, но оно спрятано. (творог)

- Так как же пишется сочетание – оро -?

- Как зовут нашу корову? (Милка.)

- Как пишутся клички животных?

- Эти продукты очень полезны для людей и особенно для детей. В нашей области в детских садах и школах дети бесплатно получают молоко. Это забота правительства нашей области о подрастающем поколении.

Как вы будете относиться к своему здоровью?

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.

8. Работа по книге «Как хорошо уметь читать».

- А теперь обратимся к другой нашей книге «Как хорошо уметь читать» и прочитаем текст «Молоко». с. 49.

- Какое предложение подтверждает наш вывод о пользе молока и молочных продуктов?

От молока станет Варвара красива.

- Раз она красива, значит и здорова.

9. Итог урока.

- Что запомнилось из материала урока?

- Как мы будем относиться к своему здоровью?

- Будем пить молоко, и употреблять молочные продукты?

- А как необходимо относиться к окружающим нас животным?

- Сейчас вы отнесите свои листики к трем человечкам, и я узнаю, кто из вас как оценил сегодняшний урок.

А я хочу, чтобы мы все жили под девизом, который мы в подарок вам за хорошую работу на уроке прочитаем с присутствующими здесь гостями:

Если только рассмеяться, то наступят чудеса –
От улыбок прояснятся и глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете и светлее, и теплей!