Урок: "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи.

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить и закрепить умения:

  • решать простые задачи;
  • составные задачи выражением;
  • сравнивать именованные числа;

2. Проверить степень усвоения умений решать примеры и задачи изученных видов.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление учащихся;
  2. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимопомощь.
  2. Воспитывать самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

- Ребята, тема урока сегодня «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание в пределах 100». (Презентация. Слайд 1)

Давайте вспомним, чему мы учились последнее время на уроках математики и поставим цели. (Презентация. Слайд 2)

Какие умения мы будем закреплять?

Закрепить умения:

  • решать примеры;
  • решать простые задачи;
  • решать составные задачи выражением;
  • читать и записывать выражения со скобками;
  • сравнивать именованные числа;
  • развивать логическое мышление

III. Устный счёт.

- Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой. Давайте угадаем, кто это. Для этого нужно решить примеры, и тогда откроется его имя.

Дети решают примеры с последующей проверкой. (Презентация. Слайд 3)

             
9 + 7           30 + 4
60 + 20           70 – 1
12 – 7           28 – 20
96 + 1           8 + 6

- Расположите ответы в соответствии с буквами в таблице. Прочитайте имя сказочного героя, который пришёл к нас сегодня на урок.

- Сказочного героя зовут Буратино.

- Как называется сказка, кто её автор? (Презентация. Слайд 4)

Буратино узнал, что в нашей школе проводится неделя математики. Оказывается, в нашем классе находится царство Математики, а в нём есть бесценный клад. Кто его найдёт, тот станет самым мудрым из мудрых. Чтобы его найти, необходимо уметь считать, решать задачи. Буратино пришёл к нам научиться этому, чтобы вместе с вами попасть в Царство Математики. Поможем Буратино?

1-е задание.

- Запишите числа (результаты выражений) в порядке возрастания.

5, 8, 14, 16, 34, 69, 80, 97. (Презентация. Слайд 5)

2-е задание.

Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа 16, 34, 97. (Презентация. Слайд 6)

  • 16 = 10 + 6
  • 34 = 30 + 4
  • 97 = 90 + 7

IV. Чтение, запись и решение выражений.

- Ребята, вспомните, как звали в сказке девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

- А самую грустную куклу? (Пьеро) (Презентация. Слайд 7)

Пьеро читал Мальвине стихи:

Мы сидим на кочке,
Где растут цветочки,
Жёлтые, приятные,
Очень ароматные.

Давайте поможем Пьеро собрать букет для Мальвины. Для этого надо прочитать выражения и найти их значения. (Презентация. Слайды 8,9)

  • 80 + (11 – 4)
  • (45 – 40) + 8
  • (20 + 5) + 1
  • 60 – (19 – 9)
  • (67 – 7) – 20

V. Решение задач.

1. Рассмотрите краткую запись и скажите, кто живёт в пруду черепахи Тортилы? (Презентация. Слайд 10)

Составьте задачу по краткой записи.

Можно ли сразу узнать, сколько жуков было в пруду? Почему?

Расскажите план решения задачи.

Самостоятельное решение. Проверка. (Презентация. Слайд 11)

2. Задача. (Презентация. Слайд 12)

В харчевне «Трёх пескарей» лиса Алиса и кот Базилио заказали одного жареного барашка, одного гусёнка, парочку голубей, шесть штук жирных карасей, а мелкой сырой рыбы на закуску столько, сколько жирных карасей. Сколько всего съели лиса Алиса и кот Базилио?

1 + 1 + 2 + 6 + 6 = 16 (Презентация. Слайд 13)

3. Решение ребусов.

Коварные Лиса Алиса и кот Базилио обманом привели Буратино на поле чудес. (Презентация. Слайд 14)

Чтобы пройти его, необходимо решить ребусы. 100ляр; ви3на; по2л; 7я Р1а (Презентация. Слайд 15)

VI. Музыкальная физкультминутка. (Дети исполняют танец под музыку из кинофильма «Приключения Буратино»)

VII Решение составной задачи

- Рассмотрите рисунок, назовите героев сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Дуремар (Презентация. Слайд 16) , Карабас Барабас (Презентация. Слайд 17)

- Дуремар продаёт Карабасу пиявок. Составьте по краткой записи задачу. (Презентация. Слайд 18)

Поймал – 10 п.
Продал – утром – 6 п., вечером – 2 п.
Осталось - ?

- Решите задачу выражением.

(10 – 6 – 2 = 2), (10 – (6 +2)) (Презентация. Слайд 19)

-Что вы знаете о пиявках?

Подготовленный ученик рассказывает материал о пиявках, об их применении в медицине. (Презентация. Слайды 20,21)

VIII. Решение задач на логическое мышление.

- Ребята, вспомните, кто подарил шарманщику Карло говорящее полено? (столяр Джузеппе) (Презентация. Слайд 22)

Работа со словом столяр

- Слово столяр произносится с ударением на второй слог.

- Как вы понимаете значение слова столяр?

Подготовленный ученик рассказывает о значении слова «столяр» (Презентация. Слайд 23)

Столяр – это ремесленник по столярной работе, по чистой отделке деревянных вещей, по внутренней отделке комнат и деревянной утвари.

Задача. (Презентация. Слайд 24)

Столяр Джузеппе распилил бревно на три части. Сколько распилов сделал столяр? (2)

Задача. (Презентация. Слайд 25)

От дощечки прямоугольной формы столяр отпилил 1 угол. Сколько углов стало? (5)

IX. Сравнение именованных чисел.

Диктует Мальвина стихи и загадки, (Презентация. Слайд 26)

Спешит Буратино урок преподать.

Смотри, сколько клякс насажал он в тетрадки,

И что тут написано, надо понять!

20 см * 2 дм 5 см     45мм * 5     см 60 мин * 1ч

- Как вы думаете, что надо поставить вместо клякс? (Знаки >, >. =) (Презентация. Слайды 27,28)

X. Решение задачи.

- Вспомните страшный бой на опушке леса. (Презентация. Слайд 29)

Буратино позвал на помощь деревянным человечкам зверей, птиц, насекомых. На его зов откликнулись 8 стрижей, 1 коршун, 7 жаб, семейство ежей – сам ёж, ежиха, 2 ежовы тётки и 5 маленьких ежат. Сколько всего животных откликнулось на зов Буратино?

(8 + 1 + 7 + 1 + 1 + 2 + 5 = 25) (Слайд 30)

XI. Самостоятельная работа учащихся ( решение примеров по вариантам) (Презентация. Слайд 31)

I вариант       II вариант
23-20       64-4
40+6       50 + 2
81-1       9+8
12-4       36-1
75+1       13-9
9+7       27+1

XII. Подведение итогов урока, оценивание, рефлексия.

- Итак, ребята, все задания вы хорошо выполнили. Я думаю, что Буратино многому научился у вас. Кто выполнил поставленные цели?

Проанализируйте свою работу на уроке, закончив предложения: (Презентация. Слайд 32)

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Было интересно…
  • Было трудно…

Звучит волшебная музыка, появляется Царство Математики. (Презентация. Слайд 33)

Мы вместе с Буратино попадаем в Царство Математики. Ваше путешествие по дорогам математики только начинается. Пройдя все дороги, вы станете самыми мудрыми из мудрых. А знания - это и есть бесценный клад!

Дети рассказывают стихи:

(Презентация. Слайд 34)

Не случайно математике такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!