Цели урока.
Образовательные:
- расширить знания детей о служебных частях речи
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
- содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду
- развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы
- развивать внимание и память учащихся
- развивать умение слушать товарищей
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку
Запись в тетради числа.
2. Чистописание (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)
На доске:
и, от, об, под, за, на, над, перед, не
Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.
Учитель: Внимательно посмотрите на первую строчку чистописания.
– Что вы можете сказать о словах, которые написаны?
Дети: Это служебные части речи.
– Верно. Эти слова не называют ни предметы, ни признаки, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Это служебные части речи. А какие именно и для чего они служат?
Ответы детей. Союзы – … Предлоги – …Частица.
– Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
Ответы детей.
– НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?
3. Постановка цели урока
– Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.
– Спишите в тетрадь эти две строчки, раскрыв скобки и соблюдая каллиграфию. (Учитель вносит изменения в запись)
Учащиеся выполняют задание учителя.
– Проверьте, все ли правильно написали
– Итак, тема сегодняшнего урока (Учитель записывает на доске):
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Дети записывают в тетради.
4. Организация восприятия и осмысления новой информации.
(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)
На доске записаны пословицы без НЕ:
Кто … работает, тот … ест.
Семеро одного … ждут.
– Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы.
Дети: Работает, ест, ждут.
– Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?
– Почему вы так считаете?
Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.
Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.
– Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?
Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.
– Почему вы так считаете?
Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.
– Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?
Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.
5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)
– Обобщите наши рассуждения.
Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.
– Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.
Учитель читает стихотворение В.Агафонова:
Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо…
Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!
Последние слова дети говорят хором.
– Спишите в тетрадь эти пословицы, подчеркните частицу НЕ
6. Физкультминутка.
Из-за парт все встали дружно,
но шуметь совсем не нужно.
Ноги вместе, руки вниз.
Упражненья начались.
Музыкальная пауза на итальянском языке. Se sei felice.
Дети выполняют упражнения под музыку и поют.
– Молодцы. Все тихо сели и в учебник посмотрели.
Дети открывают учебник по закладке.
7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (Работа с учебником)
– Прочитайте правило на с. 17.
– Кто уже запомнил и может повторить?
Ответы детей. (2–3 человека)
Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.
Выполнение упражнения №123 по заданию учебника
2 ученика работают на доске (1–4 предложения, 5–8 предложения)
Проверка и оценка работ.
– А есть ли глаголы, которые не употребляются без НЕ?
Ответы детей.
– Верно, мы их уже знаем. Они есть в нашем словаре. Назовите их. Запишите их в тетрадь.
1 ученик пишет глаголы на доске.
– Итак, какое правило мы сегодня выучили? Приведи примеры.
Интерактивный метод вовлечения учащихся в подготовку и ведение урока.
Создание позитивного настроя учеников
– На прошлом уроке мы составляли предложения о правильном поведении на дороге с использованием инфинитива.
– Вспомните несколько предложений.
Дети: Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора.
– Нужно всегда соблюдать правила дорожного движения.
– Вы все помогли мне подготовить этот этап урока и сегодня мы дадим рекомендации детям, как надо правильно вести себя на уроках. (м\м проектор)
– Посмотрите на экран и придумайте предложения, используя частицу НЕ.
На экране появляются фото детей во время урока:
Ответы детей.
– А можно и так составить предложения:
Кадр на экране с предложениями – правилами на уроке:
– Прочитайте наши правила, почему некоторые слова выделены?
Дети: Эти слова в предложениях повторяются, а это некрасиво.
– Замените выделенные слова синонимами. (смена кадра)
Еще раз внимательно прочитайте полученные предложения и постарайтесь их запомнить.
Учитель выключает экран и включает свет.
– Запишите несколько рекомендаций по памяти.
Дети записывают по 2–3 правила.
1 ученик работает на доске.
Чтение вслух несколькими учащимися
– Проверим…
– Какая орфограмма помогла правильно написать глаголы?
Дети: Частица НЕ пишется с глаголами отдельно.
8. Итог урока (словесный репродуктивный метод)
– Какова была тема урока?
– Какие новые правила вы усвоили на уроке?
– А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?
Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!
9. Домашнее задание к следующему уроку.
– Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.
А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.
Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.