Тема урока "Правописание частицы НЕ с глаголами" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
  • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду
  • развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы
  • развивать внимание и память учащихся
  • развивать умение слушать товарищей
  • развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку

Запись в тетради числа.

2. Чистописание (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

На доске:

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Учитель: Внимательно посмотрите на первую строчку чистописания.

– Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

Дети: Это служебные части речи.

– Верно. Эти слова не называют ни предметы, ни признаки, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Это служебные части речи. А какие именно и для чего они служат?

Ответы детей. Союзы  – … Предлоги  – …Частица.

 – Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Ответы детей.

– НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

3. Постановка цели урока

– Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.

– Спишите в тетрадь эти две строчки, раскрыв скобки и соблюдая каллиграфию. (Учитель вносит изменения в запись)

Учащиеся выполняют задание учителя.

– Проверьте, все ли правильно написали

– Итак, тема сегодняшнего урока (Учитель записывает на доске):

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Дети записывают в тетради.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации.

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

На доске записаны пословицы без НЕ:

Кто … работает, тот … ест.

Семеро одного … ждут.

 – Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы.

Дети: Работает, ест, ждут.

 – Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

– Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

 – Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

 – Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

 – Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)

– Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

– Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Учитель читает стихотворение В.Агафонова:

Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо…
Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!

Последние слова дети говорят хором.

– Спишите в тетрадь эти пословицы, подчеркните частицу НЕ

6. Физкультминутка.

Из-за парт все встали дружно,
но шуметь совсем не нужно.
Ноги вместе, руки вниз.
Упражненья начались.

Музыкальная пауза на итальянском языке. Se sei felice.

Дети выполняют упражнения под музыку и поют.

 – Молодцы. Все тихо сели и в учебник посмотрели.

Дети открывают учебник по закладке.

7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (Работа с учебником)

– Прочитайте правило на с. 17.

– Кто уже запомнил и может повторить?

Ответы детей. (2–3 человека)

Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.

Выполнение упражнения №123 по заданию учебника

2 ученика работают на доске (1–4 предложения, 5–8 предложения)

Проверка и оценка работ.

 – А есть ли глаголы, которые не употребляются без НЕ?

Ответы детей.

– Верно, мы их уже знаем. Они есть в нашем словаре. Назовите их. Запишите их в тетрадь.

1 ученик пишет глаголы на доске.

– Итак, какое правило мы сегодня выучили? Приведи примеры.

Интерактивный метод вовлечения учащихся в подготовку и ведение урока.

Создание позитивного настроя учеников

– На прошлом уроке мы составляли предложения о правильном поведении на дороге с использованием инфинитива.

– Вспомните несколько предложений.

Дети: Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора.

– Нужно всегда соблюдать правила дорожного движения.

– Вы все помогли мне подготовить этот этап урока и сегодня мы дадим рекомендации детям, как надо правильно вести себя на уроках. (м\м проектор)

– Посмотрите на экран и придумайте предложения, используя частицу НЕ.

На экране появляются фото детей во время урока:


Ответы детей.

– А можно и так составить предложения:

Кадр на экране с предложениями – правилами на уроке:

 

 – Прочитайте наши правила, почему некоторые слова выделены?

Дети: Эти слова в предложениях повторяются, а это некрасиво.

– Замените выделенные слова синонимами. (смена кадра)

Еще раз внимательно прочитайте полученные предложения и постарайтесь их запомнить.

Учитель выключает экран и включает свет.

– Запишите несколько рекомендаций по памяти.

Дети записывают по 2–3 правила.

1 ученик работает на доске.

Чтение вслух несколькими учащимися

– Проверим…

– Какая орфограмма помогла правильно написать глаголы?

Дети: Частица НЕ пишется с глаголами отдельно.

8. Итог урока (словесный репродуктивный метод)

– Какова была тема урока?

– Какие новые правила вы усвоили на уроке?

– А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!

9. Домашнее задание к следующему уроку.

– Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.