Цель:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Придумывать сказку и рассказывать ее последовательно и логично.
- Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики; согласовывать прилагательные с существительными; использовать распространенные предложения путем введения определений, однородных членов предложений.
- Обогащать и активизировать в речи образные слова и выражения.
- Развивать воображение через использование метода морфоанализа, используя ближайшие ресурсы; мышление через решение несложных проблем; тонкую моторику пальцев.
- Воспитывать умение коллективной работы, целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем, любовь и доброту - не проходить мимо чужой беды.
Материал:
- Модель сказки
- Морфологическая таблица
- Две бумажные дорожки: белого и черного цвета
- Модели животных: черного цвета - лиса, волк, медведь; белого - девочка, зайчик, петушок
- Черный круг
- «Волшебная стена»- сентипон укрепленный на стене
- Модели волшебных предметов на всех детей: волшебная палочка, золотая рыбка, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебный песочек
- Буква «В»
Ход мероприятия
1)
- Хотите отправиться со мной в путешествие?
Сказка в гости к нам пришла
Вас с собою позвала
На полу параллельно лежат две дорожки: белая и черная. Сбоку возле дорожек лежат модели , возле черной: лиса, волк, медведь; возле белой: девочка, зайчик, петушок.
- По какой дорожке пойдем?
По черненькой дорожке мы тихо идем
Узнаем, конечно, кто ходит по ней
2)
Дети проходят и становятся напротив моделей
- Назовите одним словом, кто это?
- Как еще можно назвать диких животных? Почему их так называют?
- Почему модели лисы, волка, медведя - черного цвета?
-Как называют в сказках лису? (лисичка-сестричка, лисичка-хитричка, лиса-Патрикеевна, рыжая разбойница, плутовка лиса, пушистая охотница)
- Какая лиса?
- Что умеет делать?
-Как называют в сказках волка? (волчище, волк - зубами щелк, Волчек - серый бочек) какой волк? Что умеет делать?
- Как называют в сказках медведя? (мишка-медведь, Михайло-Потапович) Какой медведь? Что умеет делать?
3)
- Шли-шли и пришли (на стене черный круг)
- Как думаете, что обозначает черный круг?
- Какое зло могут причинить звери?
4)
- Теперь по какой дорожке пойдем?
Волшебную дорожку нам следует пройти
Кого же мы увидим в конце пути?
- Кого увидели? Почему все модели белого цвета?
- Как девочек в сказках называют? (Аленушка, Машенька, Марья- Краса и т.д.) Какая девочка? Что умеет делать?
- Как зайчика в сказках называют? (зайчишка-трусишка, зайчик-побегайчик, зайчишка-хвастунишка, заяц-хваста) Какой зайчик? Что умеет делать?
- Как в сказках петушка называют? (петушок - золотой гребешок, Петя-петушок)
5)
По волшебным дорожкам походили
И в волшебников превратились
- У всех волшебников есть волшебные предметы (дети берут по одной модели и помещают на «волшебную стену»)
- Волшебница Даша, расскажи о своем волшебном предмете, что он может делать?
6)
- А вот и буква появилась (В). Какие выражения вы знаете? ( Ахнуть не успели. Куда глаза глядят. Бежит как на пожар. И т.д.)
7)
Дети садятся на стульчики.
- Давайте придумаем сказку. (На доске морфологическая таблица. По ходу беседы воспитатель зарисовывает в ней значки.)
- Какие части есть у сказки? (зачин, кульминация, окончание)
1 часть.
- Какими словами начинаются сказки? ( Жили- были, в некотором царстве- в некотором государстве, давным-давно это было…)
- О ком будем придумывать сказку? Расскажите, какой(ая) …? Что умеет делать?
2 часть
- Куда пошел? Зачем?
- Кого встретил? Какой он?
- Какое зло хотел сделать?
- Какое волшебство появилось?
-Какое выражение можно сказать?
(Та же беседа о волке и медведе)
3 часть
- Какими словами можно закончить сказку?
- Придумайте название сказке.
8)
Рассказывание сказки детьми: По цепочке; по желанию.
9)
- В какую игру вам понравилось сегодня на занятии играть?