Тип урока: интегрированный с элементами исследовательско-поисковой деятельности.
Цели:
- Ознакомление с произведениями народного творчества различных стран мира.
- Воспитание бережного отношения к историческим памятникам и другим культурным ценностям.
- Развитие творческого воображения.
- Освоение новых изобразительных материалов.
- Совершенствование техники декорирования.
- Развитие логического мышления и пространственного воображения.
- Обеспечение установления учащимися внутри предметных и межпредметных связей.
Оборудование:
- кисти, краски (гуашь или акрил);
- баночка, кленка, клей ПВА;
- не изобразительные материалы (лоскутки ткани или кожи, шнуры, пуговицы, камушки..и т.д.);
- иллюстрации с изображениями масок;
- компьютерные материалы.
Оформление доски: Написана на доске тема урока, дата. Представлены лучшие работы по этой тематике, выполненные учениками на уроках изо. Представлены образцы поэтапного выполнения.
Ход урока
- Сообщение темы, цели и задачи урок.
- Ученикам сообщается план урока:
- Проверка домашнего задания (готовности куроку)
- Освоение нового материала.
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
Проверка домашнего задания.
Задаются вопросы: Какие трудности возникли при подготовке домашнего задания? Что вызвало затруднения? Отвечается на вопросы. По возможности корректировка готовность к уроку.
Вступительное слово учителей (говорит один из учителей по выбору) Ребята вы наверное уже заметили, что сегодня на уроке у вас присутствуют сразу два учителя (учитель ИЗО и учитель технологии.) Мы сегодня будем работать так, что часть работы сделанной раньше на уроке изобразительного творчества и уроке технологии будут объединены. Вы сможете применить свои знания, полученные и на уроке ИЗО, и на уроке технологии.
Освоение нового материала
Учитель изобразительного искусства. . для активизации ранее полученных, знаний. Задаюются вопросы типа: Кто из ВАС нам напомнит: какие маски бывают? Какие вы маски знаете? Где вы с масками уже встречались? Где вы маски уже видели? На каких праздниках? Далее привлекается внимание учеников к их ранее выполненным эскизам.. Вы видите на доске ваши лучшие работы, сделанные на уроке изобразительного творчества. А остальные работы лежат у каждого на столе. Давайте вспомним, какая была цель работы. Как назывался этот этап работы.(здесь частично используется метод фронтального опроса.) Таким образом, активизируются полученные ранние знания на уроке истории.. Обеспечиваются установление учащимися внутри предметных и межпредметных связей. Обобщаются их знания полученные в быту.
Учитель технологии. Для активизации ранее полученных знаний. Посмотрите на парты. У вас на них лежит один интересный предмет. Вы его делали на прошлом уроке технологии. Как он называется.? Из какого материала он сделан? Какого цвета маска? Вы помните, для чего мы ее с вами делали? (для праздника) Как вы думаете на праздник интересней одеть такую маску как у вас на столе или такую как вы нарисовали. (как нарисовали) Значит, нам с вами предстоит сегодня сделать из этой –скучной маски, веселую-праздничную-цветную. Как же мы с вами это сделаем. Вначале ее раскрасим, а потом наклеим на нее камушки, листочки, Элементы декора из цветных лоскутков или кожи – все то, что вы должны были принести на наш урок из дома. Но сначала отделим маску от основы. (ученики самостоятельно отделяют маску) Теперь с ней моно работать дальше.
Учитель изобразительного искусства. Сообщает последовательность работы. Наша работа будет построена в несколько этапов.
- Мы с вами определимся, что мы раскрашиваем красками, а что декорируем (наклеиваем) не изобразительными материалами.
- Отбираем те материалы, которыми мы будем использовать.
- Раскрашиваем маску.
- Декорируем маску.
И на каждом этапе работы вам при необходимости будут помогать сразу два учителя.
Учитель технологии. Итак, приступим. Начинаем мы с вами с того, что посмотрим на свой эскиз и решим что из нарисованного будем наклеивать а что рисовать на нашей основе. Разбираем материал и раскладываем его. Разложили – молодцы.
Учитель изобразительного искусства. Вы определились с материалами. А теперь поговорим немного о цветовом решении вашей маски. В основном оно уже вами придуманно на эскизе. Теперь вам только осталось перенести свои идеи с листа бумаги на маску. Напоминаю еще раз вам, что при смешивании красок, и получении новых оттенков точно повторить эскиз не удастся, да это и не надо. Эскизу следуют в основном, а не в мелочах.
Зная класс можно спросить у двух трех учеников как они решили красить маску. И какие ее части в какие цвета и почему. (один ученик с рассеянным вниманием, другой с не умением видеть детали и один из категории умников)- для того чтобы заострить внимание класса на этих вопросах и для того чтобы проблемные дети уяснили задание.
Констатируется начало самостоятельной работы.
Походу работы задаются контрольные вопросы: Вы поняли последовательность выполнения работы? У кого возникли вопросы? Всем понятно?
Таким образом, отслеживается прохождение материала через каждого ученика и коррекция дальнейшего объяснения. Индивидуальная помощь оказывается двумя учителями, так как оба учителя на равных владеют данными техниками.
Подытоживается результат работы данного этапа. Называем конкретно тех учащихся, кто был наиболее внимателен в работе и тех, кому надо быть собраннее. Дается время на окончательную корректировку работы.
Учитель технологии. Итак, мы переходим к следующему этапу работы. Этапу – декорирования.
Показывается технология декора тканью или кожей:
Наклеенный декор. Вырезается элемент задуманной формы, размера. Край элемента подгибается и промазывается клеем. Для придания декору выпуклости под элемент необходимо подложить вату, паралон или синтепон. Далее элементы накладываются на маску в определенном порядке.
Жмуренные декоры. Листик. Вырезается элемент соответствующей формы, но большего размера. Промазывается клеем край и подгибается.
Промазывается клеем середина и когда клей подсохнет, двумя пальцами делаются прожилки высотой до 1 мм. Прожилки должны быть ровными и одинаковыми по высоте. Далее элемент намазывается по краю клеем и накладывается на маску в определенном порядке. Роза. Вырезается полоса шириной 2 -3 см и любой длины. Один длинный край промазывается клеем и подгибается. Промазывается клеем второй длинный край и, прижав пальцем один конец полоски уложить ее по спирали так, чтобы подогнутый край ложился на спираль наружного. Второй конец полоски спрятать под последней спиралью.
Жмурка. Весь кусочек предназначенный для жмурения, промазать клеем и заложить множество складочек в разных направлениях. Еще раз промазать клеем и наклеит зажмуренную деталь на маску. Если жмурка используется отдельным элементом декора, то края ее подгибаются и разравниваются. Если это часть декора, которая перекрывается другими элементами, то край можно не разравнивать и не подгибать, но желательно, чтобы край был не сильно зажмурен.
Напоминаются правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Зная класс, можно спросить у двух, трех учеников как они будут выполнять элементы декора и для какой части эскиза. Какие элементы эскиза каким материалом они будут оформлять. (один ученик с рассеянным вниманием, другой с не умением видеть детали и один из категории умников)- это делается для того чтобы заострить внимание класса на этих вопросах и для того чтобы проблемные дети лучше уяснили задание.
Констатируется начало этапа. Походу работы задаются контрольные вопросы: Вы поняли последовательность работы? У кого возникли вопросы? Всем понятно?
Таким образом, отслеживается прохождение материала через каждого ученика и коррекция дальнейшего объяснения. Индивидуальная помощь оказывается двумя учителями, так как оба учителя на равных владеют данными техниками.
Подытоживается результат работы данного этапа. Называют конкретно тех учащихся, кто был наиболее вниметелен в работе и тех, кому надо быть собраннее. Дается время на окончательную корректировку работы.
Подведение итогов урока
Констатируется выполнение работы.
Делается экспресс выставка.
Вопросы к учащимся: Чья работа НРАВИТСЯ и почему. Оценка работы всего класса и отдельных учеников. ( если процесс завершения работы занял много времени, дети увлеклись, обсуждение работ можно перенести на следующий урок.)
Задача педагогов в беседе вывести детей на мысль, о том, что основой для создания предмета является эскиз. Эскиз – это графически выраженная мысль.
Домашнее задание. Найти где в современном искусстве используются маски. (В последствии это может послужить материалом для проектной работы)
Приведение в порядок рабочего места.
Выливание воды, протирание парты,(если необходимо), складывание изобразительных и декоративных материалов.