Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 7


Цели:

Образовательные:

  • обобщение информации, полученной на уроках истории и литературы и на учебной экскурсии;
  • формирование образного представления о традициях и обрядах русского народа;
  • закрепление знаний о занятиях, повседневной жизни, религии, праздниках и традициях русского народа, полученных на уроках истории, литературы и краеведения.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к тяжелому труду русского народа;
  • воспитание бережного отношения к традициям русского народа;
  • воспитание гордости за достижения русских.

Развивающие:

  • формирование образного мышления;
  • развитие умения систематизировать и применять знания, полученные на уроках и во время экскурсии;
  • развитие логического мышления;
  • привитие навыков работы в команде;
  • развитие реакции.

Технология: игровая (“Своя игра”)

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Презентация “ Своя игра” по теме “ Русские”.
  4. Игровые столы для команд.

Ход урока

Учащиеся делятся на 4-5 команд по 6 человек. Команды по очереди выбирают номинацию и стоимость вопроса. За правильный ответ команды получают количество баллов по стоимости вопроса, за неправильный – баллы вычитают. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

1. Занятия русского народа

100 – Назовите занятия русских крестьян (земледелие, скотоводство, рыболовство, собирательство, бортничество, ремесла)

200 – Назовите основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали русские крестьяне (рожь, пшеница, лен, овес, конопля, гречиха)

300 – Главное занятие русских крестьян – земледелие. Из чего состоит земледельческий цикл? (пахота, сев, жатва, молотьба)

400 – Лошадь, корова, коза, овца… Эти животные верно служили человеку. Но и они нуждались в его помощи, когда заболевали. А как назывался человек, который их лечил? (коновал)

500 – Русское государство славилось мастерами-ремесленниками. Оружейник, ткач, кузнец, ювелир, гончар… А чем занимался бондарь? (делал бочки)

2. Жизнь и быт русских

100 – В каждой русской избе был сундук. Для чего его использовали? (в качестве спального места и для хранения вещей)

200 – Изба – жилище русского человека. Объясните происхождение слова “изба” (“изба – истба – истопить – топка – печка”)

300 – В любой русской избе было укромное место-угол, принадлежащий хозяйке дома. Как он назывался? (бабий кут)

400 – Как в русских деревнях называли отца семейства и его жену? (большак и большуха)

500 – Главная обувь русских крестьян– лапти. Но они были очень не прочными. Сколько пар надо было на месяц? (10-15 пар)

3. Религиозные верования и приметы

100 – До сих пор существует примета, уходящая корнями в прошлое, что рассыпать соль – к несчастью. Почему? (соль дорого стоила)

200 – Несмотря на принятие христианства в 988 году, наши предки продолжали верить в языческих богов. Назовите их (Сварог, Перун, Ярило, Мокош, Даждь)

300 – Для охраны избы от злых духов служила языческая богиня домашнего очага. Как ее звали и где хранили куколку, ее изображающую (Мокош, держали за иконой)

КОТ в МЕШКЕ – Для чего наши предки носили украшения? (отпугивали злых духов и служили оберегами)

500 – Русский национальный костюм для женщин и мужчин имел одну обязательную общую деталь. Какую? (пояс)

4. Праздники и народные гуляния

100 – Зима, весна, лето, осень… В какое время года русские люди не праздновали свадьбы и почему? (весной и летом, т.к. много с/х работ)

200 – Русские люди очень любили праздники. Они отмечали и языческие, и христианские праздники. Назовите их поочередно (Х. – Рождество, Пасха, Троица; Яз. – Святки, Колядование, Масленица, Иван Купала )

300 – Непременным атрибутом свадьбы является букет в руках невесты. Что явилось его прообразом? (лента)

400 – Во время народных гуляний юноши и девушки водили хороводы. Что они символизировали? (солнце)

500 – Во время колядок ряженые надевали на лица маски. Как их называли? (харя, личина)

5. Фольклор и устное народное творчество

100 – Назовите пословицы и поговорки, воспевающие труд (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

200 – Продолжите пословицу “Скоро сказка сказывается,…” (да не скоро дело делается)

300 – Назовите былинных героев, изображенных на картине (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич)

400 – Расскажите былину об Илье Муромце.

500 – Это изображение можно встретить на древних фресках, иконах и даже на монетах. Кто изображен на иконе? (Георгий Победоносец)

Игра на презентации. (Курсор навести на слово ИГРА, потом ctrl, затем открыть гиперссылку)