Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование:

  • на доске карта Челябинской области, карточки с буквами, рисунки к задаче,
  • таблица с зашифрованным словом, на партах карты путешествия,
  • карточки для рефлексии, листочки с вариантами самостоятельной работы.

Цели:

  • Формировать умение решать задачи нового вида, на нахождение неизвестного вычитаемого.
  • Развивать логическое мышление, воображение, память, математически грамотную речь, познавательный интерес.
  • Воспитывать аккуратность, активность. Воспитывать интерес к истории родного края.

Девиз: “Торопись – медленно”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение целей.

– Ребята, чему мы сегодня будем учиться на уроке математики, прочитайте.

(1-й ученик читает записанную на доске цель урока)

– Учиться решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

– Урок будет необычным.

– Чтобы узнать, что нас ждет на уроке, вы должны как можно быстрее отгадать зашифрованное слово.

Повторение.

(Дети решают несколько примеров устно и отгадывают зашифрованное слово)

12 + 4 = 16 П
13 – 2 = 11 У
8 + 7 = 15 Т
16 – 8 = 8 Е
15 – 6 = 9 Ш
17 – 9 = 8 Е
11 – 5 = 6 С
20 – 5 = 15 Т
11 – 4 = 7 В
9 + 8 = 17 И
12 – 4 = 8 Е

Ключ: П-16, У-11, Т-15, Е-8, Ш-9, С-6, В-7, И-17

– Какое слово расшифровали? (Путешествие)

– Итак, нас ждет путешествие по Стране Математика.

– Как вы думаете, какие знания нам понадобятся?

– Чтобы путешествие прошло успешно и вам понравилось, вам необходимо решать, думать, смекать, быть дружными, находчивыми! Желаю счастливого пути!

– Прочитайте хором наш девиз (девиз записан на доске).

– “Торопись – медленно”.

– Как вы его понимаете? (Выслушать 1–2 учащихся)

Познакомьтесь с картой путешествия (карты путешествия лежат у учащихся на партах).

Повторение.

– Прежде чем отправиться в путешествие Проверим Местность.

– Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

– Как вы думаете, зачем мы повторили название чисел при вычитании?

– Вы хотите узнать, как называется главный город нашей области, и почему у него такое название?

Тогда, решите примеры с “окошечками”.

(Дети решают примеры с “окошками”. По мере их решения, учитель убирает карточки, которыми были закрыты пропущенные числа, на карточках записаны буквы с названием областного центра).

– Прочитайте примеры разными способами.

? + 4 = 16
15 – ? = 11
20 – ? = 16
14 – ? = 6
9 + ? = 16
? – 3 = 10
? – 5 = 11
12 – ? = 6
? + 7 = 15

 – Молодцы, справились с заданием.

Ч Е Л Я Б И Н С К

– Как называется главный город области? (Хором отвечают)

– Кто был в этом городе?

– Послушайте, что вам расскажут про Челябинск ребята. (Заранее, можно подготовить учащихся или учителю рассказать о городе самому).

– В 2009 году Челябинску исполняется 270 лет. Первоначальное название в русской передаче – Челяба (тюркский корень и окончание – а), позднее– Челябинск. Слово челяби в старо-татарском наречии означает “господин”, “хозяин”, “родоначальник”.

В начале 20 века Челябинск стал крупнейшим торговым центром России, заняв 1 место по торговле хлебом, среди городов Зауралья и Сибири. Через Челябинск проходил главный торговый чайный путь страны.

Сейчас город Челябинск занимает 8 место по России по численности населения. Это один из крупнейших промышленных городов России.

А также, в этом городе много замечательных учебных заведений, в которых вы сможете учиться, когда закончите школу.

Продолжаем наше путешествие!

– Как называется следующая станция, на которой мы должны остановиться?

– Станция “Угадайкино”

– Отгадайте число.

  1. Если отнять от задуманного числа 6, то останется 11. Какое число задумали? (17)
  2. Если 19 уменьшить на задуманное число, то получится 12. Какое число задумано? (7)
  3. Я задумала число, отняла его от 15 и получила 9. Какое число я задумала? (6)

– Кому понравилось решать такие задачи?

– Кому было трудно?

– Двигаемся дальше.

Изучение нового материала.

– Станция “Знайка”

(На доске рисунки)

– Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься?

– Что изображено на 1 рисунке?

– На втором?

10 кексов 7 кексов лежат на столе.
Дети кушают несколько кексов.

– Составьте задачу по двум картинкам. (Вспомните нашу экскурсию на хлебозавод)

– На столе лежало 10 кексов. Пришли дети и несколько кексов съели, после этого на столе осталось 7 кексов. Сколько кексов съели дети?

– Повторите условие задачи.

– Повторите вопрос.

– О ком говорится в задаче?

– Что известно?

– Что нужно найти?

(На доске появляется запись 10 – ? = 7 Было – 10

Съели – ?

Осталось – 7)

– Какую цифру нужно вставить вместо знака вопрос? (3)

– Как проверить?

– Как называется число 10? (Уменьшаемое)

– Как называется число 3? (Вычитаемое)

– Как называется число 7 при вычитании? (Разность)

– Как нашли вычитаемое? (10 – 7 = 3 Из уменьшаемого вычли разность)

– Как решили задачу? (10 – 7 = 3)

Станция “Спортивная” – Физкультминутка под музыку.

– Движемся дальше.

– Станция “Вопросительная” (самостоятельная работа обучающего характера).

(Работа по вариантам)

– Составьте задачи по краткой записи и решите их в тетради.

1-й вариант.

Было – 16.
Уплыли – ?
Осталось – 6.

2-й вариант.

Было – 15.
Купили – ?
Осталось – 7.

(Выслушать по 1 ученику от варианта. Решения записать на доске).

1-й вариант. 16 – 6 = 10. Ответ: 10.

2-й вариант. 15 – 7 = 8. Ответ: 8.

– Проверьте себя с доски.

– Кто справился?

– Кому понравилось выполнять такое задание, покажите цветом. (Дети с помощью цветового веера показывают красный цвет)

– Кому не понравилось? (Синий цвет)

– Чему мы учимся на сегодняшнем уроке? (Решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.)

– Мы покидаем Стацию “Вопросительную” с хорошим настроением! (Выполняется дыхательная гимнастика, для того чтобы избежать перегрузки учащихся. Упражнение “Задуй свечу”)

– Всегда приятно после долгого путешествия вернуться домой.

– Но для этого, нам необходимо побывать сначала на станции “Внимательная” и выполнить самостоятельную работу по вариантам, на повторение изученного.

1-й вариант.

17 – ? = 2
? – 2 = 18
? + 4 = 16
? + 11 = 11
? – 6 = 13
12 + ? = 19
19 – ? = 17
20 – ? = 19

2-й вариант.

? – 5 = 11
12 + ? = 20
16 – ? = 8
15 + ? = 15
? – 8 = 7
? + 8 = 17
20 – ? = 12
16 – ? = 9

(После того, как ученики закончат самостоятельную работу, (5-7 минут), можно проверить ответы, которые записаны с обратной стороны доски).

1-й вариант.

15, 20, 12, 0, 19, 7, 2, 1

2-й вариант.

16, 8, 8, 0, 15, 9, 8, 7.

– Проверьте себя. Покажите знаком “+”, если все правильно, “минус”, если есть ошибки. (Дети показывают знаки с помощью своих пальчиков.)

– Исправьте ошибки простым карандашом.

– Сдайте самостоятельные работы.

– Запись домашнего задания.

Итог. Рефлексия.

Итак, мы с вами благополучно вернулись из путешествия.

– Чему мы учились в путешествии? (Решать задачи, решать примеры, учились правильно говорить и т.д.)

– Что нового узнали?

– Кто запомнил, сколько лет исполняется в этом году нашему городу Челябинску?

– Кому понравилось?

– Что понравилось?

– Что не понравилось?

– Кому было трудно? (Трудно – не значит плохо. Значит вы трудились, старались.)

(Выставление оценок за урок)

– Всем спасибо за урок! Молодцы!

– А теперь ребята и вы оцените себя.

(Ученики оценивают себя по шкале Г.А. Цукерман, где оценивают результаты своей работы, по таким понятиям: интересно, трудно, понравилось. Ученики должны указать знаком “+” результат. Чем выше знак “+”, тем интересней, трудней было на уроке.)

Используемая литература

  1. Н.И. Шувалов. “От Парижа до Берлина по карте Челябинской области” Южно-Уральское книжное издательство. 1997 г.
  2. Я.Ф. Чекмарев. “Упражнения на зависимость между компонентами действий” Издательство “Просвещение”. М., 1968 г.
  3. Г.А. Цукерман. “Где кончается пятерка, начинается четверка”. М., 2003 г.