Ход занятия
Коррекционно-обучающие цели:
– учить использовать в речи предлоги на, по, под, в;
– обучать образованию существительных в косвенных падежах;
– упражнять в подборе признака к предмету, согласовании прилагательного с
существительным в роде, числе, падеже;
– активизировать словарь.
Коррекционно-развивающие цели:
– формирование пространственных представлений и навыков ориентировки;
– развитие цветовосприятия;
– развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;
– развивать мыслительные процессы.
Воспитательные:
– воспитывать доброту, отзывчивость;
– воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование:
- разрезные картинки “Колобок” (6 частей);
- лабиринты с контурным изображением героев сказки и силуэты персонажей (для индивидуальной работы);
- пособие “Цветочная полянка”; “театр картинок “Колобок”;
- “камушки” из цветного картона зеленого и желтого цветов;
- предметные картинки с изображением дома, цветка, конфеты, зайца, мяча; карандаши.
1. Организационный момент. Дети входят в группу. На полу в произвольном порядке наклеены “камушки” желтого и зеленого цвета.
Логопед. Дети, какое сейчас время года? А какая погода?
– Логопедическая зарядка:
Д-Д-Д-Д – холодно;
Х-Х-Х-Х – погреем ручки.
А теперь, “слепим” хорошее настроение (дети делают массаж лица).
Логопед. Настроение у нас хорошее, можно отправляться в путешествие– путешествие в сказку. Но в сказку мы сможем попасть, если будем наступать только на зеленые “камушки”.
2. Развитие конструктивного праксиса.
Логопед. Ребята, отгадайте, в какую сказку мы попали, а для этого нужно собрать разрезные картинки. Правильно, “Колобок”. Итак, отправляемся в путешествие по сказке.
3. Индивидуальная работа с лабиринтом по сюжету сказки. Упражнение в соотнесение силуэтного изображения с контурным.
Логопед рассказывает сказку, используя “театр картинок”, дети определят направление движения Колобка по лабиринту (вверх, направо, налево, вниз), используют предлоги в, по. Встречая с Колобком очередного сказочного героя, дети соотносят контурное изображение с силуэтом, накладывают его на контур.
4. Употребление предлогов на, под; пространственные отношения (слева, справа).
Логопед. Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Заяц: – Колобок,
Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, я с тобой в прятки поиграю.
Дидактическая игра “Найди зайца” (фронтальная работа с использованием фланелеграфа).
5. Координация речи с движением. Дидактическое упражнение “Соберем букет для волчицы”.
Логопед. Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Волк:
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, я тебе помогу букет собрать!
Динамическая пауза.
По полянке мы пойдем, мы пойдем
И цветочки соберем, соберем.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
К солнцу тянуться ромашки,
В травке бегают букашки.
Мы домой идем, идем
И букет цветов несем.
Логопед. Дети, посмотрите, сколько красивых цветов на полянке! (На полу разложены цветы из картона темных и светлых оттенков основных цветов спектра). Скажите, чем они отличаются? Сорвите для волчицы темно красный, светло желтый и темно синий цветок. А как вы думаете, почему в лесу нельзя срывать много цветов?
6. Употребление существительных в косвенных падежах.
Логопед. Покатился Колобок дальше. А навстречу ему медведь.
– Колобок, Колобок, я тебя съем, если не поможешь мне выполнить домашнее
задание!
Логопед. Поможем Колобку? (Фронтальная работа с использованием фланелеграфа и предметных картинок).
– Кто живет в лесу? (Медведь)
_– Кого встретил Колобок? (Медведя)
– Что медведь любит больше всего? (Конфету)
– К кому медведь идет в гости? (К зайцу)
– С чем любит играть медведь? (С мячом)
– О чем медведь мечтает? (О цветах)
7. Упражнение “Подбери признак к предмету”. Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.
Логопед. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. Ребята, давайте похвалим лисичку, чтобы она не съела Колобка. Подберите слова– признаки к слову лиса.
8. Итог занятия. Подготовка руки к письму.
Логопед. Вот и кончилась наша сказка. Колобку пора возвращаться к
бабушке и дедушке, а нам с вами в детский сад. Чтобы Колобок не заблудился,
возьмите лабиринты и карандаши и, не отрывая руки, нарисуйте путь домой.
Подведение итогов занятия.