"Государство на берегах Нила"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;
  • обеспечить усвоение учащимися понятий;
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками.

Новые понятия: цивилизация, Египет, папирус, дельта, фараон.

Оборудование:

  1. Карта “Древний Восток”
  2. Мультимедийный проектор
  3. Рабочая тетрадь
  4. Карточки-тесты
  5. Презентация Power Point “Государство на берегах Нила”.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, определение отсутствующих учеников, проверка готовности к уроку – тетради по истории, ручки, карандаши).

II. Проверка домашнего задания.

Целесообразно организовать фронтальную проверку в виде беседы по вопросам:

  1. Что означают слова и выражения: рубило, плуг, родовая община, старейшина, вождь племени, ремесленник.
  2. Как появился плуг?
  3. Какое значение имело появление плуга?
  4. В чем проявлялось неравенство между людьми?

III. Изучение новой темы

(Приложение)

План урока

  1. От первобытности к цивилизации.
  2. Страна Египет.
  3. Разливы Нила.
  4. Объединение Египта.

1. Рассказ учителя.

Государства, существовавшие в IV тыс. до н. э. – первой половине I тыс. н. э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находили на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

2. Самостоятельная работа

– прочитать текст на стр. 32 Вигасина.
– беседа по прочитанному материалу.
– Что называется цивилизацией?

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Нил – одна из самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб.Течение Нила встречало на своем пути пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству, течет 700км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство Древний Египет. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскаленной пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он заблудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине. Ширина ее составляла 12-15 км.

Египет – так называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

3. Самостоятельная работа

– прочитать пункт 2. с. 33 Разливы Нила
– беседа по прочитанному:
– Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?
– Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”?

4. Карта “Древний Восток”

а) Работа с картой
показать на карте 1-й нильский порог;
дельту Нила;
оазис.

б) Заполните контурную карту “Древний Египет”. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 23 (с. 20).

5. Рассказ учителя составление схемы

На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства.

Посмотри на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А.

Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Схема

40 государств – Северный и Южный Египет – белая корона и красная корона – 3000 г. до н. э. – объединение – фараон /большой дом/ – Мемфис.

а) Работа с картой

– Показать территорию единого государства в Египте

IV. Закрепление изученного на уроке

  1. Древний Египет расположен
    а) в Западной Африке;
    б) в Юго-Восточной Африке;
    в) в Северо-Восточной Африке.
  2. Пороги Нила – это
    а) сооружения на берегах реки;
    б) опасные каменистые преграды по течению Нила;
    в) горы.
  3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
    а) объединение Южного и Северного царств;
    б) союз богов неба и земли;
    в) царство мертвых и царство живых.

V. Подведение итога урока.

Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.
Поставить оценки наиболее активным детям.
Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии государства.

Домашнее задание: прочитать § 6 Вигасина.

Список литературы

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5-й класс. Поурночые разработки к учебникам А.А.Вигасина , Г.И.Годера и т.д. М.: ВАКО, 2007.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1988.
  3. Л.Л. Кочергина История Древнего мира. 5-й класс. Поурночые разработки к учебникам А.А.Вигасина , Г.И.Годера и т.д. В.: Учитель, 2003.