Цели урока:
- Дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.
- На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Оборудование:
- коллекция витаминных препаратов,
- аскорбиновая кислота,
- рыбий жир,
- концентрированная серная кислота,
- лакмусовая бумажка,
- шпатели,
- стаканчики,
- пипетки,
- мультимедийная презентация,
- иллюстрации фотографии больных с разными формами авитаминозов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть урока. Ребята! Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок – семинар по биологии и химии по теме: «Витамины».
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. Витамины играют важную роль в процессах
жизнедеятельности организма, так как являются поставщиками химических группировок, необходимых для построения молекул ферментов. Витамины особенно важны потому, что поставляемые ими химические группировки организм не может синтезировать самостоятельно, а должен обязательно получать их с пищей.
Ребята! У нас в гостях овощи. Давайте дадим им слово (выступают учащиеся в костюмах овощей).
Морковь:
Кто из нас, из овощей.
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Горошек:
Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка
Если только захочу,
Всех горошком угощу.
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свеклу для борща
И для винегрета,
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нет!
Капуста:
Ты уж, Свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики – плутишки
Любят кочерыжки,
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я, румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок
Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, Морковка, вздор!
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Ведущий:
Витаминов много в нем
Мы его охотно пьем.
Картофель:
Я, картошка, так скромна
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна …
Овощи (хором):
Спорить бесполезно!
(Раздается стук в дверь. Появляется доктор Айболит.)
Баклажан:
Кто-то, кажется, стучит,
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Лук:
Кто из нас, из овощей,
Всех важней и всех вкусней.
Морковь:
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней.
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить.
Все без исключения
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.
Ребята! Из выступлений овощей вы узнали, что основными источниками витаминов в питании человека являются овощи. Когда и кем были открыты витамины?
Истории изучения витаминов.
Слайд 2,3
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным, который еще в 1888г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие – то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели .
В 1912 г. польский врач и биохимик К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери-так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К.Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита»-жизнь и «амин»-содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид.
Классификация витаминов.
Слайд 4.
Ребята ! Витамины как и все соединения классифицируются.
По растворимости в воде или в жирах все витамины делятся на две группы:
водорастворимые (В В , В , РР, С и другие ) и жирорастворимые (А,Е,Д,К).Все витамины жизненно важны. Давайте остановимся на профилактике нескольких авитаминозов, причиняющих ущерб здоровью миллионов людей.
Водорастворимые витамины.
Слайд 5-
Ребята! Я вас познакомлю с витамином С. Витамин С аскорбиновая кислота, - это витамин над витаминами. Он единственный связан напрямую с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты – нужно много белка . Напротив, при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Почему витамин С называется кислотой, хотя в ее молекуле отсутствует карбоксильная группа? Что можно сказать о растворимости и кислотных свойствах вещества? Чтобы ответить на этот вопрос выполним лабораторный опыт: растворить немного порошка витаминаС (на кончике шпателя) в стакане с 5 мл воды и испытать раствор лакмусовой бумажкой.
И в молекуле фенола нет карбоксильной группы, но тем не менее он проявляет кислотные свойства из-за большой подвижности атома водорода в гидроксиле и даже называется карболовой кислотой. Аналогично и в молекуле витамина С значительная подвижность
водородных атомов, находящихся около 2-го и 3-го атомов углерода, придает ей кислотные свойства. Аскорбиновая кислота является сильным восстановителем и легко превращается в свою дегидроформу .
Витамин С способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям, различным видам стрессов.
Особенностью витамина С является его быстрая окисляемость : весь витамин в организме может окисляться за 14-16 дней, что доказывает необходимость его жизненного потребления.
Потребность в этом витамине для мужчин составляет в день от 70 до 95 мг, для женщин- 60-80 мг, для подростков – 60-70 мг. Эта норма возрастает при увеличении физической и нервно-психической нагрузки.
Наиболее богаты витамином С такие продукты, как шиповник , зеленый и красный болгарский перец, черная смородина, цитрусовые , овощи, хвоя и т.д.
Авитаминозом этого витамина является цинга, которая проявляется точечными кровоизлияниями на теле, на внутренних органах, кровоточивостью десен, выпадением зубов, одышкой, болями в области сердца и другие.
Ребята! Какие витамины вам известны? (Выступления учащихся о витаминах: А, группы В, РР, К) слайд 6- 9
Виды витаминной недостаточности.
Слайд 10.
Полное отсутствие в организме какого-либо витамина служит причиной авитаминоза - тяжелого заболевания организма (цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери).
Чаще встречаются случаи частичной недостаточности витамина - гиповитаминозы, которые проявляются легким недомоганием, быстрой утомляемостью, понижением работоспособности, повышенной раздражимостью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.
Зимой и весной организм истощает свои ресурсы витаминов, значительно снижены их запасы и в продуктах питания, поэтому необходимо дефицит витаминов восполнять. Причинами гиповитаминозов могут быть:
- однообразное и, как правило, неполноценное питание;
- ограниченное питание в период религиозных постов;
- повышенная потребность в витаминах в период беременности и кормления, роста организма;
- различные заболевания, разрушающие всасывание или усвоение витаминов;
Вредно обе крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так при избыточном потреблении витаминов развивается отравление организма, получившее название гипервитаминозов. Оно очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас культуризмом и нередко неумеренно потребляют пищевые добавки и витамины.
Понятно, что более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, которые способны накапливаться в организме, и менее токсичны избыточные дозы водорастворимых витаминов, ведь они легче удаляются через почки.
3. Закрепление новой темы:
Слайд 11-31
Тест
1) Витамины участвуют в образовании
А – гормонов
Б – ферментов
В – белков
Г – нуклеиновых кислот
2) Много витамина С содержится в
А – семенах бобовых растений
Б – печени
В – плодах шиповника
Г – рыбьем жире
3) Много витамина Д содержится в
А – плодах шиповника
Б – капусте
В – печени
Г – плодах смородины
4) При недостатке витамина С развивается
А – цинга
Б – «куриная слепота»
В – расстройства деятельности нервной системы
Г- рахит
5) При недостатке витамина А развивается
А – рахит
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – «куриная слепота»
Г – цинга
6) При недостатке витамина В1 развивается
А – цинга
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – рахит
Г – «куриная слепота»
7) При недостатке в организме витамина Д необходимо включать в рацион
А – плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашенную капусту
Б – печень, дрожжи, хлеб из муки грубого помола, гречневую и овсяную крупы
В – морковь, плоды облепихи
Г – сливочное масло, жир рыбьей печени, яичный желток
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание:§29, упр.1-5 на стр.24
Литература
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.. Учебник для учашихся общеобразовательных школ. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2006
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Учебник для общеобразовательных школ. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
- Иванова Т.В., Свиридова Г.Л. Большой справочник по биологии. М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000.