Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Колосок". По программе "Начальная школа 21 века"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Формировать умение работать с текстом произведения:

  • делить на части,
  • составлять обложку сказки,
  • план-схему,
  • модель- описание,
  • модель – сравнение,
  • блок - схему,
  • обучать пересказу по плану.

Учебные задачи:

  1. Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок»
  2. Учить определять главную мысль, объяснить заглавие.
  3. Закрепить понятие сказки.
  4. Составлять схематический план
  5. Формировать умение пересказывать текс по плану
  6. Характеризовать героев.
  7. Формировать понятие трудолюбие
  8. Отрабатывать навыки сознательного, правильного, быстрого и выразительного чтения.
  9. Воспитывать умение работать в коллективе, формировать способность к критической оценке событий и фактов, уважение и потребность к труду, умение слушать и оценивать свою работу.

Ход урока

1. Оргмомент.

-Итак, друзья, начнем урок! Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для Вас.

Я знаю вы любите игры, Поговорки, загадки и пляски, Но нет ничего интереснее, Чем наши и зарубежные сказки!

2. Постановка цели урока:

Отгадайте загадки:

Разноцветный, голосистый,
Яркий, красочный, пятнистый,
Я, как встану поутру,
Запою: «Кукареку!»

Серая шубка, острые зубки
Маленький рост, длинный хвост,

Петух и мышка в реальной жизни практически не встречаются. Но в народном творчестве и в литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

- Как называется этот жанр?

- Какие бывают сказки?

- Чему учат сказки?

- На какие группы можно разделить все сказки?

3. Изучение нового материала.

Сказки читают и любят все дети Земли. Во всех странах есть свои народные и литературные сказки. Тебе знакомы сказки братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других зарубежных писателей. Сегодня познакомимся с новой зарубежной сказкой «Колосок». Откройте учебник, следите за чтением

4. Прослушивание сказки, используя аудиозапись.

5. Беседа по первичному восприятию.

- К какому типу сказки относится сказка «Колосок»?

- Народная она или авторская?

- Составим модель обложки сказки по плану:

  1. Автор.
  2. Жанр.
  3. Тема.
  4. Название произведения.

Сравним с обложкой на доске.

  1. Почему сказка так называется?
  2. Почему петушок не стал мышат удерживать за столом?

6. Словарная работа.

Объяснить значение слов: спозаранку, обмолотить, намолотить, замесить, затопить, чехарда, лодырь.

7. Выборочное чтение.

Найди и прочитай выражения, которые можно встретить в других сказках.

Найди в тексте самое длинное слово. 8. Работа над текстом.

Сколько смысловых частей в этой сказке?

Прочитайте последнее предложение 1 части. В чем главная мысль этой части?

Прочитайте последнее предложение 2 части, 3 части.

Посмотрите план-схему к этой сказке. Правильно ли она составлена? - Исправь ошибку.

Составление модели-описание.

- Как звали мышат?

- Почему их так звали?

- Какие были мышата? - Как вы это поняли?

- Как звали петушка?

- Почему его так звали?

- Какой был петушок?

Составление модели-сравнение.

- Что делали герои сказки?

-Какое выражение из 3 части хочется запомнить?

Как вы думаете, стыдно ли было мышатам? Почему?

9. Физминутка.

Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод».

- Представьте себе, что вы мышата и вам стыдно.

- Представьте, что вы петух, который устал от работы.

- Представьте себя мышатами, которые хотят пирожков.

10. Закрепление нового материала.

- Какой момент сказки изображён на с.35.с.37?

- Какой мудрый совет даёт сказка?

- Чему учит сказка?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

- Какая пословица подходит к этой сказке? (Кто не работает, тот не ест)

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Как бы вы назвали сказку по-другому?

- Чтобы испечь пироги, нужно много потрудиться!

- Какую работу выполнил петушок?

 блок-схема

11. Пересказ.

- Представьте, что вы мышата и встретили друга мышонка. Расскажите ему, что с вами приключилось.

- Представьте, что вы петушок и встретили Курочку Рябу. Расскажите эту историю, как вы проучили мышат.

(Дети ведут пересказ от 1 лица, используя составленные модели).

12. Итог урока:

- Чему сказка вас научила?

- Что вы посоветовали мышатам?

13. Самооценка.

Если у вас все получилось отлично, нарисуйте прямоугольник красного цвета.

Если все получилось хорошо, нарисуйте прямоугольник жёлтого цвета

Если не все получилось, как хотелось – синего цвета

Если только часть урока получилась – зелёного цвета