Урок физики в 8-м классе по теме "Кипение"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с явлением кипения.
  • Научить объяснять процесс кипения на основе молекулярно-кинетической теории.
  • Рассмотреть физические особенности кипения.

Вид урока: объяснительно-демонстрационный.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • через урок усвоение понятия кипение;
  • продолжить формировать умение учеников применять основные положения молекулярно-кинетической теории в объяснении физических явлений.

Развивающие:

  • формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы;
  • формирование общеучебных умений;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей:

  • познаваемость мира и его закономерностей;
  • причинно-следственные связи явлений.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа проектор, таблица для 8 класса “Испарение. Кипение”– Москва “Спектр-М” 2009г.Электроплитка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив, стакан с водой, резиновая медицинская груша, пробка для колбы с отверстием, насос Комовского, стеклянный колпак с подставкой для демонстрации пониженного давления.

Демонстрации:

  1. Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе;
  2. Кипение воды при повышенных и пониженных давлениях.

Ход урока

I. Организационная часть целепологание, определение домашнего задания.

Домашнее задание: § 18. № 1114 (В.И. Лукашик)

II. Проверка домашнего задания в форме физического диктанта.

  1. Испарение жидкости идет при ...любой... температуре;
  2. Молекулы жидкости покидают ее лишь с ...поверхности...;
  3. Процесс испарения сопровождается ...уменьшением...внутренней энергии жидкости;
  4. Молекулы, вылетающие из жидкости при испарении, совершают работу против...сил притяжения... с молекулами нижних слоев жидкости;
  5. Испарение зависит от: ...рода жидкости, температуры жидкости, наличия ветра над свободной поверхностью, площади свободной поверхности жидкости.

III. Изучение нового

Кроме испарения, существует еще один процесс превращения жидкости в пар – это кипение.
При данном процессе вещество поглощает тепло и кинетическая энергия возрастает, это означает, что скорость движения молекул увеличивается и внутренняя энергия положительная

Кипение – процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости при постоянной температуре.

Демонстрация № 1.

Процесс кипения: В налитой воде в сосуде есть маленькие пузырьки воздуха: при нормальных условиях в воде много растворенных газов.
По мере нагревания жидкости давление в этих пузырьках увеличивается за счет увеличения скорости движения молекул, и объем пузырьков растет. С ростом объема пузырька выталкивающая сила Архимеда, действующая на него, увеличивается, и пузырек начинает всплывать. На поверхности воды пузырек лопается, и пар из него уходит в воздух.

Температура кипения – температура, при которой происходит кипение.

Работа по таблице.

водород –253°С вода 100°С
кислород –183°С ртуть 357°С
молоко 100°С свинец 1740°С
эфир 35°С медь 2567°С
спирт 78°С железо 2750°С

Вопросы к учащимся.

Почему в процессе кипения температура остается постоянной?

На что расходуется энергия, подводимая к жидкости при кипении?

Все количество теплоты от нагревателя уходит на поддержание внутренней энергии кипящей жидкости — ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости.

Демонстрация № 2.

При уменьшении давления, температура кипения повышается.

IV. Закрепление.

  • В чем заключается процессы кипения?
  • Какая жидкость-вода, ртуть или эфир — кипит при самой низкой температуре?
  • Что обладает большей внутренней энергией: вода при температуре 100 С или пар той же массы при той же температуре?

Литература.

  1. А.В. Перышкин “Физика 8 класс” Москва “Дрофа”, 2007.
  2. С.Е. Полянский: Поурочные разработки по физике: 8-й класс, “Вако”, 2003.
  3. Интерактивный курс “Физика, 7-11 классы”, Физикон, 2002.
  4. Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977.
  5. “Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега” 1994.